Живой отклик: Супруги Ершовы: «КАстово — хороший посёлок был»

Живой отклик: Супруги Ершовы:  «КАстово — хороший посёлок был»

Бывших кастовских жителей сегодня в наших краях немного.
В посёлке Карьково живут супруги Николай Васильевич и Юлия Петровна Ершовы. Мы встретились с ними и расспросили, как жилось им в лесной дали.

Хозяин Николай Васильевич родом из деревни Ледины. В своё время судьба забросила его в Калиевец, где был отдельный лесоучасток. Со временем лесопункты, соответственно и рабочие посёлки Кастово и Калиевец, объединили в один участок, поэтому калиевские вынуждены были переехать в Кастово.
Николай Васильевич — человек трудолюбивый, к лесному делу с детства приученный. Он говорит, что уже с пятнадцати годов с отцом лес возил. Обычно в лесной отрасли трудятся многостаночники, владеющие самыми разными профессиями. Это и лесоруб, и вальщик, и водитель, и раскряжёвщик. За годы работы и Николаю Васильевичу пришлось освоить несколько специальностей. Но где бы он ни трудился, везде, как говорится, был в почёте, выполнял порученные дела добросовестно.
— Хороший у нас был посёлок, люди дружные, всё необходимое для нормальной жизни имелось, — с ностальгией вспоминает о прошлом мой собеседник. — Сейчас бы мне сказали: «Возвращайся и живи там», — вернулся бы, не раздумывая…
Воздухом свежим дышали, ягод сколько было, а грибов! Вестомша была рядом, рыбы полно… Там и пекарня, и магазины были, и клуб, и столовая, и дорога хорошая, и лес рядом. У всех квартиры, скотину держали, огороды имели.
Наш участок большой был, такой же, как и в Карькове. Да что там… Кастово ещё больше лесу давало! Начальников многих помню, один из них — Василий Алексеевич Соколов. После Машков был, потом Николай Александрович Смирнов. В 1980 году мы переехали в Карьково, тогда начальником был Дерунов.
— А Николая Александровича Соловьёва, директора Мантуровского леспромхоза, помните?- спрашиваю.
— Как же… хороший мужик был. Он после Машкова руководил лесопунктом. А потом директором Мантуровского леспромхоза долгие годы был.
Мы заводим разговор о трудовой деятельности супругов Ершовых.
— Первая специальность у меня — электромеханик, и слесарем был, и шофёром, — рассказывает хозяин. — Когда перевели из Калиевца в Кастово, я электромехаником работал, отвечал за работу новой электростанции, которую в ту пору нам дали. На разделке древесины тогда использовали электропилы, которые и подпитывались через кабели от этих агрегатов. Шесть бригад на раскряжёвке работало, пять электропил в деле, а то и по две, по три пилы. Нелёгкое это дело — кабеля за пилой таскать… Пилить было легче. Вот так и трудились. Конечно, и труд наш не оставался незамеченным: и премии, и награды получали.
— Какие были самые радостные, а какие самые горькие события в жизни? — интересуюсь.
— У меня хорошая память осталась о том, что я был кандидатом в члены пленума ЦК профсоюза, избрался делегатом на третий пленум ЦК профсоюзов, который проходил в Москве. Ещё ездил на съезд профсоюзов лесной и деревообрабатывающей промышленности. Правительственную награду имею за долголетний добросовестный труд — медаль «За трудовое отличие».
А что плохого? Трагедией для работников лесхозов и леспромхозов был пожар, который случился в 1972 году. Выгорело много лесных массивов, пострадали посёлки, людям пришлось поменять место жительства.
Свои воспоминания у Юлии Петровны:
— Кто вспоминается из местных? В соседях Алевтина Комарова жила. За стенкой в нашем многоквартирном доме — Николай Круглов, он умер уже. Ещё Ильин, тётя Настя Сидорова.
У Юлии Петровны трудовая биография тоже заслуживает уважения, т.к. передовая работница отмечена множественными наградами, которые стопочкой бережно хранятся в домашнем архиве.
— Я тоже кем только не работала… В лесу во время войны трудилась сучкорубом. И потом ещё в лесу на подсочке, и няней в детском саду была, и маляром на стройке.
«Лесохимом» называлось предприятие, осуществлявшее работы по сбору и сдаче государству живицы для дальнейшей переработки. Сколько надо обойти деревьев, чтобы сделать специальные срезы на стволе, по которым стекает живица в специальные ёмкости, которую собирали вёдрами и сливали в бочки. Помню, подсочку древесины делали вместе с Людмилой Соколовой, Ольгой Пяткиной. Вот с Ольгой-то мы этой живицы собирали по полторы бочки каждый день. Как справлялись? Ко всякому делу привыкаешь… Страшно ли в лесу? С лосями, правда, встречалась, прямо в землянку ко мне приходили. Ничего не сделали. Убежали… На подсочке много женщин тогда работало. Тяжёлое это было дело — по лесам ходить, вёдра с живицей таскать. Набродишься, а дома и хозяйство, и дети, три дочки у нас росли: Надежда, Валентина, Тамара. Сейчас внуки уже есть. Нас навещают…
Вот так и живут супруги Ершовы в Карькове — воспоминаниями о прошлом да заботами сегодняшних дней. Поубавилось огородных дел, не так часто порыбачить удаётся, да и в лес по грибы-ягоды уже не побежишь… Главное — здоровье бы сохранить. Чего им и желаем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*