НП «Здравоохранение»: Коллективный иммунитет: что это? И как его достичь?

НП «Здравоохранение»: Коллективный иммунитет: что это? И как его достичь?

В связи с пандемией коронавируса у нас у всех на слуху определение «коллективный иммунитет». Что понимается под этим? Какими путями можно достичь коллективного иммунитета? Об этом мы побеседовали с помощником врача-эпидемиолога Мантуровской окружной больницы Ольгой Шигориной.

— Ольга Геннадьевна, расшифруйте, пожалуйста, для наших читателей термин «коллективный иммунитет».
— Наличие коллективного (или популяционного) иммунитета означает, что часть населения стала невосприимчива к какому-либо инфекционному агенту. Такой иммунитет формируется двумя способами: естественным, то есть после встречи с инфекцией и прохождения инфекционного процесса — от бессимптомных форм до болезни различной степени тяжести; и после вакцинации. Наличие уже сформированного коллективного иммунитета не означает, что никто больше не заболеет. Просто в этом случае один заболевший заражает не более одного человека, а тот в свою очередь тоже заразит одного или не заразит никого более. То есть вспышка инфекционного заболевания невозможна.

— Сколько человек в процентном соотношении должны получить личный иммунитет к возбудителю болезни, чтобы сформировался иммунитет коллективный?
— В этом плане у каждой болезни свои цифры. Они зависят от степени заразности инфекции. Чем легче передаётся патоген, тем больше нужно невосприимчивых к нему людей.
Приблизительный расчёт делается по формуле 1-1/R0, где R0 — это количество человек, которых в среднем заражает один больной, если этому не мешать. Например, у кори этот показатель равен 12-18 (то есть один заболевший может заразить 12-18 человек). Потому, чтобы справиться с корью, нужно было защитить почти всё население — 95%. Ситуация с коронавирусом несколько лучше, чем с корью. Его R0 составляет примерно 2,3-5,4 человек. При таком показателе достаточно 60-70% защищённых. Опять же, больной, живущий в многоквартирном доме, заразит гораздо больше людей, чем живущий в сельской местности. То есть для крупных городов процент людей, имеющих иммунитет, должен быть выше семидесяти.

— Если судить о сегодняшней ситуации с коронавирусом, то какой процент населения уже приобрёл иммунитет к этой болезни?
— По данным Роспотребнадзора на апрель, в разных регионах России обрели невосприимчивость к COVID-19 разное количество людей. В регионах-лидерах это до 52% населения, в отстающих областях — около десяти процентов. Костромская область здесь находится где-то посерединке: среди наших земляков получили иммунитет тем или иным способом примерно 30%.
— Ольга Геннадьевна, как, по-Вашему, нужно мотивировать людей к принятию решения о вакцинации?
— Главным препятствием, мешающим всеобщей вакцинации, сегодня является страх того, что вакцина небезопасна. Но разве сама болезнь не несёт опасности? Высокая смертность, тяжёлые осложнения, которые возникают во время и после заболевания, стократ перевешивают те проблемы, которые могут возникнуть на фоне вакцинации. Тем более, мониторинг воздействия на людей отечественных вакцин показывает, что ни одна из них не даёт тяжёлых или летальных последствий.
К вакцинации надо относиться как к биологической защите человечества. Смотрите: прививки в нашей стране делают более 250 лет. Принято считать, что первая в российской истории прививка была сделана 23 октября 1768 года Екатерине II. Императрица была привита от оспы — страшного заболевания, которое сейчас побеждено именно благодаря вакцинации. Кроме того, современные люди уже практически не опасаются случайно подхватить бешенство, полиомиелит, дифтерию, столбняк и так далее. Значительно снижен риск заражения туберкулёзом и гепатитом. И если сегодня мы серьёзно подойдём к вакцинации от коронавируса, то сможем справиться с этой напастью.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*