Межмуниципальный семинар:Как и кого воспитывает школа сегодня?

Межмуниципальный семинар:Как и кого воспитывает школа сегодня?

Важнейшая для формирования полноценного человека функция — воспитательная — вновь вернулась в российские школы. Теперь образовательные учреждения обязаны не только учить основам наук, но и формировать мировоззрение подрастающего поколения. В мае 2020 года Президент РФ Владимир Путин внёс соответствующие поправки в закон «Об образовании в РФ». Год был дан школам и детским садам, чтобы ознакомиться с примерной программой воспитания, разработанной Министерством просвещения и науки. И на её основе каждой школе, каждому детскому саду следовало создать свою рабочую программу воспитания с учётом специфики деятельности своего учреждения. Внедрение их в практику началось с 1 сентября 2021 года. И вот уже 8 месяцев, как реализуются во всех школах и садах календарные планы своих рабочих программ воспитания.

Как внедрялись программы? Каковы первые итоги? Какой опыт уже наработан? Об этом разговаривали педагоги Мантурова, Кологрива и Межи, собравшиеся в минувший понедельник на межмуниципальном семинаре.
Открывая семинар, Наталья Скородумова, председатель комитета образования, культуры, молодёжи и спорта г.о. г. Мантурово, отметила, что во всех образовательных организациях муниципалитета ведётся активная работа по внедрению и реализации программ воспитания. Рассказала об инвариативных модулях, обязательных для каждого образовательного учреждения. Это «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Подробно остановилась на вариативных модулях, которые самостоятельно выбрали мантуровские школы, учитывая имеющиеся кадры и материальные ресурсы. Так, в десяти случаях выбран модуль «Ключевые школьные дела», в восьми школах — «Детские общественные объединения», в шести — «Организация предметно-эстетической среды», в пяти — «Школьные медиа», в двух — «Экскурсии, походы». В школе № 2 разработан модуль «Безопасность», в школе № 5 — «Волонтёрство», в Спасской, Октябрьской и Роговской — «Профилактическая работа», «Безопасность и здоровье» — в Спасской школе, в Шулёвской — «Организация совместной деятельности с социальными партнёрами».
— С 2020 года Октябрьской средней школе присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Разработка, апробация и внедрение программ воспитания образовательных организаций Костромской области». В рамках работы региональной площадки школа получала методическую помощь, принимала участие в региональном конкурсе воспитательных программ. А в 2021-2022 учебном году школа представила опыт реализации программ воспитания в рамках марафона воспитательных практик.
Кроме этого, мантуровские учебные заведения принимают участие в реализации федерального проекта по сопровождению процесса реализации и мониторинга внедрения программ воспитания в образовательных организациях — сообщила в завершение Наталья Николаевна.
Далее эстафету выступлений приняла Хмурова Ольга Александровна, старший воспитатель детского сада «Звёздочка». Делясь своим опытом работы, она отметила, что рабочие программы воспитательной работы для дошкольных учреждений имеют чуть другую структуру, чем для школ. Но главное остаётся одинаковым — заложить у ребёнка правильные нравственные основы. Причём не в одиночку, а совместно с семьёй. Но исходя из практики, выступающая заметила, что современные родители порой забывают о приоритетности семейного воспитания. В этих случаях этические нормы поведения в обществе сначала приходится вкладывать в ребёнка, а затем и в родителей.
Школьной практикой по внедрению рабочей программы также поделилась с коллегами земеститель директора по воспитательной работе средней школы № 3 Оксана Викторовна Храпова.
Встреча завершилась работой круглых столов на базе школы № 7. После их проведения мы попросили поделиться своим опытом участников семинара:

Елена Сергеевна Смирнова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Октябрьской средней школы:
— В 2020 году, подав заявку в департамент образования и науки Костромской области на создание на базе нашей школы региональной инновационной площадки по разработке, апробации и внедрению программы воспитания, мы получили возможность раньше подготовить этот документ, чем другие школы. Причём создавали мы его под руководством специалистов КОИРО. Но внедрять в практику новую программу воспитания стали вместе со всеми, с сентября 2021 года. Явным плюсом её считаю — возможность каждой школой использовать свой опыт, свои возможности, свои традиции. У нас, например, это работа школьного лесничества и отряда ЮИД.
Получается, что этот документ лишь частично одинаков для всех школ, вариативная часть делает его индивидуальным для каждого учебного заведения. На вопрос что первично: образование или воспитание? Отвечу, что это два равноценных процесса. Но если воспитание начинается в семье, с примера родителей, то постижение новых знаний по предметам — в школе. Но только вместе: школа и семья — могут дать ребёнку правильные нравственные ориентиры.

Юлия Алексеевна Смирнова, директор Вочуровской средней школы:
— Новая программа воспитания для нас не нова. Она просто структурировала всё то, что у нас уже работало. Мы и до её внедрения работали с ребятами по нашему профильному направлению «Экология». Согласитесь, что экологическое воспитание в нашем городском округе — на низком уровне. Это хорошо демонстрируется внешним видом улиц, общественных и придомовых территорий.
В сентябре прошлого года мы создали экологический клуб. Зимой его участник Егор Смирнов победил во Всероссийской олимпиаде по экологии. Как приз — айфон 11 поколения очень воодушевил участников клуба. Потом Егор ездил на пять дней в Москву на «ЭКОпоколение», это такой мини-прообраз «Большой перемены».
В обычной системе работы нашей школы — сбор пластика. Приучаем учеников и их родителей не выкидывать его куда попало, а приносить в школу, сдавать его, приобщаем к этому и ребят из школы № 7. И надо сказать — успешно. Постепенно это перерастает в привычку. Собрали и сдали 400 кг макулатуры. Буквально на днях провели акцию «ЭКОдежурный по стране» по посадке молодых деревьев.
И ещё, что очень нас радует, нынче выиграли грант на создание на базе нашего учебного заведения экологического центра «Феникс». Порядка 900 тысяч рублей пойдут на создание кабинета, покупку мебели и всех необходимых атрибутов, плюс будет закуплено цифровое оборудование.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*