Как вакцины изменили мир. История прививок от 18 века и до наших дней
Пандемия Covid-19 заставила человечество вспомнить, как опасны и разрушительны бывают вспышки инфекционных болезней, и как вакцины становятся в таких случаях единственной надеждой на возврат к нормальной жизни.
Коронавирус — не первый враг, оружием против которого должна стать массовая вакцинация. Сотням миллионов людей во всём мире посчастливилось остаться в живых, потому что нашлась управа на невидимых убийц, терроризировавших мир. Конечно, если они жили там, где есть доступ к медицинской помощи.
Вот несколько примеров того, как вакцины изменили жизнь людей.
ОСПА
Оспопрививание — пожалуй, самая большая история успеха в этой области. Только в XX веке эта чрезвычайно заразная вирусная болезнь погубила больше 300 миллионов человек. Количество жертв в более ранние эпохи не поддаётся учёту. Порядка 30% заразившихся оспой умирали, нередко в муках, потому что всё их тело покрывалось гнойными нарывами. Остальные слепли или оставались на всю жизнь с ужасными отметинами на коже.
На протяжении столетий люди отчаянно искали средство от оспы и, в конце концов, создали первую вакцину. Идея, что искусственно вызванная слабая форма заболевания способна создать у человека иммунитет, родилась, вероятно, в Китае. Согласно источникам, уже около 1000 года люди там вдыхали через нос порошок из мелкоистолчённых струпьев оспенных больных или вставляли в уши кусочки ваты, вымоченные в оспенном гное. В Африке при помощи иголки протаскивали через кожу пропитанную гноем нитку. В Британии XVIII века оспопрививание горячо пропагандировала знаменитая аристократка и интеллектуалка леди Мэри Монтегю, сама в молодости переболевшая оспой и познакомившаяся с соответствующими практиками в Турции, где её муж служил послом. Надёжностью метод не отличался. Примерно каждый тридцатый пациент в результате заболевал оспой в тяжёлой форме и погибал. Между тем английские фермеры давно заметили, что коровья оспа для человека заразна, но не смертельна. Изучив это явление, врач Эдвард Дженнер создал на основе коровьей оспы надёжную и безопасную вакцину. 14 мая 1796 года Дженнер привил ею восьмилетнего фермерского сына Джеймса Фиппса, впоследствии дожившего до старости, а спустя два года выпустил знаменитую брошюру «Исследование причин и действие коровьей оспы» — за собственный счёт, поскольку Королевское научное общество отнеслось к методу Дженнера с недоверием. Сомнения отпали, когда военнослужащих британской армии и флота привили от оспы в приказном порядке, и ни с кем худого не случилось. Почти через сто лет Луи Пастер из уважения к Дженнеру предложил назвать основанные на принципе создания искусственного иммунитета препараты вакцинами: от латинского vacca — «корова». В бедных странах оспа продолжала свирепствовать ещё полтораста с лишним лет. Практически покончить с ней помогла программа массированного оспопрививания ВОЗ, стартовавшая в 1967 году. Считается, что для выработки коллективного иммунитета необходимо привить 80% населения. Вакцинировать несколько миллиардов человек было невозможно. Зато достаточно эффективной оказалась тактика точечной иммунизации, впервые опробованная в восточной Нигерии: оперативно выявлять очаги оспы и прививать соседних жителей. Искоренить оспу в регионе с населением в 12 миллионов человек удалось, сделав всего 750 тысяч прививок. В настоящее время живые вирусы оспы остались лишь в двух местах на Земле: лабораториях высшего уровня защиты в России и США.
Статью в полной версии читайте в выпуске газеты «Авангард» №70 от 19 июня 2021 г.
Оставить комментарий