Творческая мастерская: «С мыслями светлыми и словами добрыми дело своё делаю…»

Творческая мастерская: «С мыслями светлыми  и словами добрыми  дело своё делаю…»

Среди игрушек, даже современных, кукла занимает особое место. Нынешние куколки имеют черты героев популярных мультфильмов и комиксов, наряды «от кутюр», массу всевозможных прибамбасов — от гардероба и мебели до дома с бассейном и домашними питомцами. В общем, всё то, о чём мечтают юные барышни. Куклы помогают ребёнку посредством игры социализироваться в обществе, понять роль человека в семье, в профессии, учат навыкам, необходимым в дальнейшей жизни. Происхождение куклы как игрушки и не только имеет очень древние корни. А наши предки-славяне куклу считали не только детской забавой, но и мощным оберегом.

НЕ РАДИ ЗАБАВЫ

Конечно, речь идёт не о нарядных куклах, каких мы видим в магазинах, а о куклах, изготовленных умелыми руками мастеров. Хотя… самодельных куколок для игры, для забавы многие из нас мастерили сами — из лоскутков, даже из носового платка, обнаруженного в кармане. Помните — два противоположных уголка кусочка ткани оставляли под указательным пальцем и мизинцем, два других уголка соединяли и несколько раз прокручивали, можно было самые кончики связать узелком и просунуть между средним и безымянным пальцами. А потом шевелить указательным и мизинцем — и вот уже «человечек» шагает и даже пляшет. Чем не забава? Из лоскутков и палочек, скрученной травы мастерили кукол крестьянские дети. Ничего хитрого. А вот кукол-обережников изготавливали тщательно, соблюдая определённые правила. Для каждой куколки — свои. Куклы-обереги в понимании славян имели колдовскую, но непременно добрую силу, несли духовную защиту от зла и тёмных сил. Изготовлением семейных кукол-оберегов занимались женщины — мудрые, добрые матери и даже бабушки. С такой мастерицей я и повстречалась недавно.
Екатерина Берегова живёт в посёлке Октябрьском. 29 лет она работала школьным учителем, потом перешла на работу в отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов Мантуровского КЦСОН. А сейчас находится на заслуженном отдыхе. Что, по её словам, позволило найти уйму времени для творческих занятий. А творить что-то необычное, красивое, пробовать себя в разных направлениях рукоделия Екатерине Борисовне всегда нравилось. А вот теперь появилось чуточку больше свободных минут.
— Я случайно познакомилась с женщиной, которая мастерит таких вот кукол обережных. А может, это судьба нас свела, — рассказала Екатерина Борисовна. — Женщина эта увлечённая, много занимается таким прикладным творчеством, посещает Буйский дом ремёсел. И мне она рассказала о куклах, как они ей нравятся, как их делать и из чего. Я дома пошебуршила по своим коробкам, посмотрела, что у меня есть из нужных материалов. Поискала в Интернете, почитала и решила тоже попробовать. Ой, сначала не получались у меня куколки, как нужно. Немножко кривенькие, может, неуклюжие, но мне они всё равно нравились — как вот матери детки ведь любые любы! Начинала с таких, которые попроще. Новая знакомая мне подсказывала, как аккуратней чтобы получалось, советы давала. Мы много переписывались. Так постепенно стало получаться всё лучше. Тех, первых, моих куколок уже нет — раздарила.
При изготовлении кукол-оберегов мастерица обязана строго соблюдать правила. Не резать ножницами ничего на самой кукле и не шить иглой с нитками. Можно вручную пришивать какие-то детали к будущему наряду куколки, можно заранее настричь нитки (для косы, например) или лоскутки ткани, ведь не всякую ткань можно порвать. Но на самой куколке — ни-ни! Лучше вообще не использовать колющие и режущие предметы. Так что, если что-то не получилось, криво или выехало — лучше полностью куколку разобрать-раскрутить и сделать заново!
— Так у меня получилось с мужской куколкой — она так и называется «Мужик-богач». Ну никак не получалась! Попросила у мужичка прощения и распустила, сделала заново, по-иному одела, использовала для «штанов» другую ткань — и куколка собралась! Не знаю, что это было. Видно, и впрямь магия какая-то.
Делаются куклы-обереги обязательно безликими: считается, что схожесть с человеком таит в себе опасность. А ещё, как пояснила Екатерина Борисовна, на ткани, из которой делается кукла, краски расплываются, получается вовсе уж не красиво… Если кукла-оберег поистрепалась, нитки выехали, наряд нарушился, порвался — считается, что куколка приняла на себя негатив, своё дело сделала, с нею пора попрощаться. Но выбрасывать нельзя! Нужно всю куклу разобрать и всё сжечь или закопать на пустыре. Но это с оберегами так, а родовые куклы передаются из поколения в поколение и хранят семейный очаг многие годы.

У каждой куколки — своё предназначение

Екатерина Борисовна раскладывает на столе всё новых и новых красавиц. А как иначе! Кукла, как и женщина, любит яркие наряды, и бусы не прочь она носить. Костюм для куклы-оберега делается традиционным, народным, в соответствии с обычаями той местности, где изготавливается. Обязательно должна быть рубашка, сарафан или юбка, а то и несколько, фартук, украшенный кружевом или тесьмой, на голове — платок и повойник. Выглядели куклы все по-разному.
— Кукла-крупеничка, или зерновушка. Основа — мешочек с крупой. Крупу берут разную, — делится Екатерина Борисовна. — Овёс, например, на здоровье и благополучие, перловка — на сытость, греча или рис, как самые дорогие и редкие крупы, — на достаток в семье. Обычно крупеничку делали осенью, после сбора урожая и наполняли первым новым зерном. Делали потолще, считалось, что худая крупеничка и силы иметь не будет, и покажет, что живёт семья бедно. Куколка-крупеничка символизировала богатые посевы. Весной, когда сеяли, несколько зёрен из куклы-крупенички первыми бросали в пашню. Потом могли куколку пополнить, а могли и новую сделать. «Мужик-богач» — тоже зерновушка, только одежда мужская.
Основа любой куклы-оберега, руки-рукава, ножки (если есть) — всё сматывается красной нитью. Красный цвет у славян — особенный. Почти у всех куколок на груди делается обережный крест, и тоже — красной нитью. Ткани и наполнители — только натуральные.
— Совсем тряпками завалилась! — улыбается Екатерина Борисовна. — Всё собираю, что где найду. Бусинки, бисер, тесьма, шнуры, кружева, можно ключики крохотные или замочки к пояску куклы привешивать.
Куклы бывают трёх основных видов: игровые, не несущие в себе магического начала и предназначенные детям на игрушки, обрядовые (например, «масленица» или «кострома», «день-ночь», «коляда», «Спиридон-солнцеворот»), а есть обережные.
— Куколка очистительная, или метлуша. Эту куклу использовали, если в доме случалась ссора. Тогда открывали окна и двери и с этой метлушей с приговорами обходили дом, «выметая» из него плохие мысли и слова, — рассказывает Екатерина Борисовна. А я думаю о том, как мудры были наши предки и особенно женщины, и как много мы теряем, отвергая свои корни, считая предрассудками вековые устои простого народа, «древнего, дремучего», а мы же современные, продвинутые!
Показала мне мастерица и других своих куколок. Одна из самых необычных — северная Берегиня. У неё нет основы — мешочка или скрутки, столбушки. Эта куколка похожа на веер из сложенных особым образом лоскутков ткани.
— Лоскутки только рваные. Их лучше брать от старой одежды членов семьи — матери, отца, супруга, детей… Вот она такая разноцветная получается. А «лицо» скручиваем отдельно из белой и красной ткани — похоже на спираль вселенной, правда? А вот куколки-колокольчики — у них ручки вверх, три юбочки — одна другой пошире. Получается так пышно. Лоскутки для юбочек — все в голове куклы. А рубашечка светлая сверху даёт «лицо», потом надевается платочек. Не сразу смогла я ткани для платков и повойников подобрать, чтобы прочная была и тонкая, завязывать было легко. Кукла-колокольчик призывала в дом добрые, хорошие вести, дарила хозяевам радость и веселье.
Кукла-капустка помогала молодой девушке на выданье суженого обрести, и потом эту куколку в колыбельку новорождённому подкладывали. Эту куклу тоже по-своему делали.
Кукла-благополучница — со сложенными на животе руками, она символизирует защиту домашнего очага, покой семьи. Она привлекала в дом достаток, поэтому под неё вкладывали монетку. А есть ещё кукла-травница, кукла-успешница (у неё обязательные атрибуты — сумка и волосы, коса под платком), кукла-рябинка, Подорожница, Птица-Радость, Ведучка, Шестиручка и Десятиручка, Толстушка, кукла-пеленашка, самая простая, даже без платка — зольная кукла-оберег, кукла-желанница… Для изготовления каждой — свои правила, сколько раз и в какую сторону ткань и нитки сматывать, сколько узелков делать, как руки расположить. Особое место занимают куклы-неразлучники и кукла-доля.
— У куклы-доли — богатая коса, на которую она и опирается, — показывает Екатерина Борисовна целый хоровод из таких «девочек». — Коса и ручки вверх тянутся, испрашивая счастливой доли для хозяйки. На маленьких ножках — обязательно башмачки. Эта кукла чисто женская. А неразлучники — они предназначаются молодожёнам, чтобы хранили семью, были верными и неразлучными. Много разных кукол, хочется научиться все изготавливать! Ведь каждая несёт тому, кому предназначается, добро и благополучие, исполнение заветных желаний.

На радость людям

Своих куколок Екатерина Берегова дарит родным, иногда работает на заказ. Принимала она в 2018 году участие и в межмуниципальном фестивале самобытных народных кукол «Мантуровская Кулёма», посвящённом 60-летию образования г. Мантурово, награждена дипломом. Да и просто Екатерина Борисовна любит шить и заниматься творчеством. Хотя, как сама она признаётся, шить специально нигде не училась… Но стоит посмотреть на подушку-сову или чехол для швейной машинки — и в этом можно посомневаться.
Ещё одно любимое занятие — петь в вокальной группе «Россиянка» под руководством Натальи Магаревской. А то вдруг… стихи начала писать — не иначе как Муза решила посетить, догнала на лыжах! Кстати, в «Авангарде» мы публиковали стихотворение Екатерины Береговой. А не плохо бы и целую поэтическую страничку посвятить замечательному самобытному автору, такие светлые, лёгкие и чистые чувства в них!
Увлечение куклами-оберегами раскрыло новые грани творческой натуры моей собеседницы. А ведь, приступая к изготовлению куклы, мастерица не только правила скрутки должна соблюсти. Нельзя прерывать работу — уж коль начала, доделать надо до полного завершения. Так что время надо уметь рассчитывать. Нельзя куклу-оберег делать ночью, когда, как считалось, могут вмешаться тёмные силы зла. Да и у самой мастерицы мысли и намерения должны быть светлыми. Екатерина Борисовна по наитию свыше вывела для себя такую «формулу» для начала работы над куклой-оберегом: «С мыслями светлыми и словами добрыми дело своё делаю. И во веки будет так! Аминь.» А ведь кукла-оберег и сама предназначена нести светлые мысли, направлять на добрые дела, оберегать и защищать.
А ещё я узнала, что Екатерина Борисовна не просто увлекается историей вообще и историей своей семьи и рода в частности, она имеет самое прямое отношение к дворянству и великому полководцу Суворову. Но об этом мне хочется рассказать в другой раз, ведь это другая история. А пока… я очень благодарна судьбе, что ещё один прекрасный человек появился в моей жизни. Такая вот «Берегиня» — Екатерина Берегова.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*