Память сильнее времени: История из школьной тетради

Память сильнее времени: История из школьной тетради

Лия Прокопьевна ШАБЫШЕВА трудовую деятельность начала в годы войны на фанерном заводе, затем работала воспитателем детского сада и пионервожатой в Юровской школе, учителем в Усольской школе. С 1955 г. по 1963 г. возглавляла педагогический коллектив Усольской школы. Ею собран интересный краеведческий материал по истории посёлка и школы. Лия Прокопьевна преподавала русский язык и литературу. Она не только прекрасно вела свои предметы, но и сама писала стихи, а также вела постоянные записи по истории Карькова и Усолья, собирая воспоминания и рассказы старожилов. Местными краеведами, в значительной степени именно благодаря её записям, восстановлен большой пласт истории этих населённых пунктов советского времени. Заслуги учительницы отмечены многими наградами. Часть записей из школьных тетрадей Лии Прокопьевны попали в редакцию благодаря А.А. Хлябинову. Вот выдержки из её воспоминаний…

 

«…Да, наше Карьково прелестно, оно находится в 18 км от Мантурова на правом берегу Унжи, где она широко разливается между лесистыми берегами, а на высоком холме расположено село, которое с одной стороны, красуясь, отражается в чистых прозрачных водах Унжи, с другой — утопает в зелени кудрявых и стройных деревьев.
С давних пор Карьково и Усолье притягивают к себе. Об Усолье упоминалось ещё в 1612 году. Деревня была известна солёными источниками, они и дали ей название — «У соли». Люди в трудные времена приезжали к источникам, выпаривали воду, оставалась соль — необходимый во все времена продукт. Но источники были очень ценными, лечили печень, желудок…
Ещё в далёкий XIX век у помещиков были мысли построить возле них санаторий. Только в XX веке, когда председателем Мословского с/совета был Л.И. Румянцев, он добился приезда комиссии. Тогда прочистили трубы, и обе скважины заработали. Это было в 1957-1958 годах. На этом всё и остановилось. А повернись по-другому, Карьково стало бы известным на всю Россию. Но люди, поняв ценность источников, ездили и ездят сюда брать воду, а летом ставят палатки там и отдыхают.
Ещё на этих землях сохранились останки винокуренного завода купца или помещика Петрова. В середине XVIII века завод выкуривал спирта и спиртосодержащих напитков по 5000 вёдер в год и отправлял в Кострому, Ярославль, Петербург.

В царской России Карьково принадлежало помещику Налётову. Был найден столб, где указано: «Сельцо принадлежит Налётову, 6 крепостных душ». Оказывается, он проиграл своё состояние, пропил, промотав всё. А приобрёл помещик Прутченко. По Унже помещик имел не одно имение. Даже Карьково и Усолье делились на два удела: к лесу — земля Прученковская (так называли в Усолье). А земля к реке по Усолью и д. Вшивки называлась Глебовской. Почему село называется Карьково? Старожил, сын управляющего, так объяснил. Речка, которая отделяет старое Карьково от нового (Целины), называлась КарькОвка. Взяли и перенесли ударение, и оно зазвучало лучше, нежнее.
Через Карьково тянулась большая для того времени, так можно выразиться, столбовая дорога, соединяющая Макарьев и Кологрив. По обе стороны её были посажены берёзки, тополя. Есть предание, что по ней проезжала Екатерина II, и по её приказу они были посажены (это говорит и краевед П.А. Комайский). Ещё есть предание, что по этой же дороге гнали на каторгу одну партию декабристов, т.к. в д. Бёрдово был постоялый двор. Старожилы Н.Ф. Скворцов и В.Ф. Куров помнят рассказ бабушки Н.Ф. Скворцовой, что из окон их дома был виден постоялый двор, он стоял на месте домов М. Корневой и Беляевых.
У помещика Прутченко были имения и в Поволжье. Сам он жил в Петербурге. В имениях оставались управляющие. Один отвечал в Карькове за лесосплав, другой — за работу крестьян. В 1902 году помещик привёз с Поволжья (Нижегородская область Большемурашинский район) грамотного нового управляющего Арнольда Августовича Бессерт с большой семьёй: детей было 8-9 человек. Среди них были будущие учительницы местной школы Мария и Фаина Арнольдовны. Сын Алексей, привезённый двухгодовалым, жил в Карькове до 1996 года. И в тот же раз помещик Прутченко в Поволжье у соседа-помещика купил целую семью сильных работящих пятерых братьев Королёвых. Для всех их приказал выстроить в д. Усолье дома на фундаменте. Это была гордость и зависть других. Вот откуда идёт в этих местах династия Королёвых.
В наших краях велись разработки горючего сланца. Начальником шахты был Павел Сечинов. Кладовщиком был И.С. Дроздов. Снабжение было хорошее, те, кто работал в шахте, зарабатывали прилично. Разработки прекратились с началом войны. А сейчас шахта обвалилась совсем.

Новое Карьково начало строиться после закрытия церкви — в 1927 году. Когда началась коллективизация, первый колхоз по району был организован в Усолье тоже в 1927 году. Он назывался «Смычка». Первым председателем избрали Н.И. Фролова, затем И.И. Присмотрова. Вначале колхоз был небольшой, но потом количество колхозных хозяйств выросло. Кто не хотел в колхоз, те отправлялись на лесозаготовки.
Карьковский лесоучасток тоже образовался в 1927 году. Первым начальником его был И.И. Котов. Работали вручную. Лес складывали в штабеля, а затем уже вывозили на лошадях. В 1938 году построили первые дороги. Работа стала механизироваться с 1940 года.
Внезапно мирную жизнь прервала война. Уходили на фронт земляки: колхозники и рабочие, молодые и семейные мужчины, оставляя всю тяжесть забот на женские плечи. Из каждого усольского дома ушли по 3-4 человека. Сколько похоронок получили жёны и матери, сколько слёз пролито! А сколько слёз пролито в доме Петра Водомесова: пришли 4 похоронки, погибли 4 сына, 4 брата. Примерно 60 человек остались на полях сражений.

Война закончилась. Но жизнь продолжалась, восстанавливались города и сёла. В Карькове возили древесину и тоже строили дома. Стали появляться первые машины. В 1945-м был образован сплавной участок. Руководил им Н.И. Воронов. Численность рабочих была малая, потом прибыло много спецпереселенцев: поволжских немцев, крымских татар. Среди них были и женщины. Труд был непосильным. Древесина сплачивалась в клетки и матки. В матку укладывалось 1200 куб. м. При погрузке для облегчения работы и поднятия духа помогала народная песня «Дубинушка». Потом многое стали механизировать, сплавляли древесину уже пароходами, людей перевозили на водомётах и катерах. Древесину отправляли в Балахнинский бумажный комбинат, в Кострому на фанзавод, в Горький, в Казань. Умели организовывать труд, и рабочие получали хорошо, за хорошую работу награждались, и дети были сыты и одеты.
Все последующие руководители лесоучастка, сплавной конторы чутко относились к нуждам рабочих. В их числе: И.И. Котов, И.М. Груздев, А.Г. Ильенков, Ю.А. Пугачёв, А.А. Матарцев, С.В. Виноградов, С.Н. Круглов, А.Ю. Серов, Е.А. Дубровин, И.И. Морозов, А.Л. Крылов и другие. На территории старого Карькова выросла целая улица. Много сделали для нужд школы, в строительстве самой школы принимали очень активное участие: выделяли необходимые материалы, на строительство направляли рабочих, школу снабжали дровами. На все школьные мероприятия выделяли машины. Учащиеся в те времена побывали во многих городах области. И ребята тоже старались. Так, в 1960 году они вырастили на площади 2,8 га по 400 центнеров зелёной массы кукурузы с гектара.

Ещё активно работали в лесничестве, садили саженцы молодняка. Более всего в этом отличилась биолог нашей школы Г.А. Дубровина, заложившая сад и оставившая след на Карьковской земле.
Для лесозаготовителей настало время трудовых подвигов по выполнению государственных планов. Так, например, в 1983 году надо было заготовить для предприятий страны Карьковскому лесопункту 780 тыс. куб. м. древесины. Задача нелёгкая. Но справились. Многими наградами отмечены наши труженики.
Да, было время, когда село превратилось в цветущий рабочий посёлок протяжённостью более километра. Население прибывало: приехавшие спецпереселенцы жили по кварталам — 3, 21, 51, 52 и участкам. Их дети, закончившие начальные классы, стали ходить в Усольскую школу. В 1949-1950 гг. появилась необходимость открыть школу-семилетку. Из Никитина был перевезён дом купца Крепиша. Первым директором школы назначили А.Н. Бессерт-Волкова, но вместить всех желающих она не могла, и в 1955 году встал вопрос пристройки к этой школе (когда директором была Лия Прокопьевна Шабышева-Вершинина, — авт.). Учащихся было более трёхсот. По окончании стройки в 1957 году уже отпала необходимость учиться в две смены. Коллектив был замечательный, болеющий за честь школы. К 50-летию Октября в Карькове построили новый клуб, потом появилась новая столовая, новая больница, магазины, был комбинат бытовых услуг, библиотека. Многих привлекало Карьково. Работал и животноводческий комплекс. Наши магазины хорошо снабжались, частенько к нам приезжали, чтобы приобрести импортные вещи.

А ученики любили свой посёлок каждый по-своему. Много тёплых слов оставили выпускники в своих сочинениях о нём.
Так, Наталья Юдакина в 1973 году написала: «На берегу тихой реки стоит мой родной посёлок. Здесь мы провели свои школьные годы — самые светлые в нашей памяти, здесь мы расстались со школой, со своими учителями, здесь от нас навсегда ушло наше невозвратимое детство. В этом посёлке мы познали первую любовь, нашли своих лучших и близких друзей. Для меня нет дороже на всём голубом шаре уголка земли, как этот: и светлая, голубая река, и густые, прохладные заросли ив, и сосновые и берёзовые рощи вокруг посёлка, и пашни, и заливные луга — всё это мой родной край, моя Родина!».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*