Память сильнее времени: Деревня моя — берёзовый рай…

Память сильнее времени: Деревня моя — берёзовый рай…

Что оставим мы потомкам? Какое наследие? Об этом судить им, живущим после нас… Несомненно одно: самое ценное, что важно для всех поколений, если только они не хотят затеряться во времени, — это память. Память о прошлой жизни, о том, как любили, трудились, о подвигах и славе, о культуре и ремёслах. И о поражениях — тоже. Как созидали, летали в космос и пахали землю. О том, что ушло безвозвратно… Память о людях и их делах. Потому что память сильнее времени и сильнее смерти. В год 75-летия Великой Победы проект «Авангарда» под названием «Память сильнее времени» расскажет о прошлом и заглянет в будущее. Ведь без прошлого нет будущего!
В рамках этого большого проекта мы продолжаем и рассказ о деревнях Мантуровского края. О родных местах, которые навсегда остаются в сердце каждого. Сегодня — о деревне Березники.

Современная деревня, конечно, уже не та… Из почти 40 дворов осталось 17, да и то семь домов из них занимают приезжие — «дачники», люди пришлые, но всей душой полюбившие прекрасные эти места. Как рассказала мне Татьяна Петровна ИВАНОВА, более 30 лет назад приехавшая с мужем в Березники, жизнь в деревне тогда, в начале 80-х, кипела. Через дом-то точно уж держали скотину, куры не в счёт. А сейчас деревня оживает только летом, становится людно, детей много. Из Питера, Новороссийска, Москвы приезжают на каникулы, летом и на новогодние праздники в этот берёзовый рай. Маргарита Петровна КОСАРЕВА родилась и выросла в Березниках. Она так рассказывает о своей родной деревне:
— Места тут уж больно красивые! И название-то какое — Березники. Деревня на горе, внизу река Унжа, а ещё по одну сторону деревни речка Чернава, по другую — Волчиха. Как из сказки! Обе речки впадают в Унжу. А где Чернава, там бор, красивый и чистый, там грибов всегда много было, за реку переедешь — тьма-тьмущая всяких ягод. Местечко называлось Филофиева веретья, оттуда грузди носили.
— Я этого Филофия помню, крайний дом к реке был его. Он перевозчиком работал, — подключился к разговору березниковский старожил Виталий Иванович ГРИГОРЬЕВ (в прошлом году 90-летие отметил! — авт.). — Он и нашёл эту веретью с груздями. А никому не говорил! Как-то мужики его выследили. И до сих пор носят грузди оттуда.

ЕЩЁ ДО ВОЙНЫ

Виталий Иванович рассказал, что в колхозе работали почти все. Председателем был Василий Голубев, а после, когда со Знаменкой объединились в одно хозяйство, стал председателем Иван Иванович Тихомиров, сам знаменский. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень и овёс. Картофеля много сажали, лён ещё выращивали. Ферма была, овцы, конюшня с лошадьми. Формирование колхозов началось примерно в 1929 году. Не обошлось и без раскулачивания зажиточных хозяев. А то, что «богатство» своё они потом заработали, трудясь от зари до зари, кого это тогда останавливало? Маргарита Петровна рассказала, что её родственников — неженатых дядьёв, посчитав зажиточными, выслали из деревни. А Виталий Иванович так вспоминает про раскулачивание:
— Николай Аверьянов самый-то нищий был… Он к Якову Иванову зашёл, посмотрел, потом и говорит: «Пойдёмте, у Якова Иванова пол крашеный. Надо его раскулачивать!» А так-то самый хороший, самый добротный дом в деревне был у Готовцевых. А вот из детей их никто в деревне потом не остался. По военной стезе пошли, да на руководящих должностях.
А Яков Иванов действительно как колхозник не работал — он телеги ремонтировал. Да сапоги шил. И сын его Василий Яковлевич тоже был сапожником — всю деревню они обували. А дед Маргариты Петровны — дед Дмитрий — лапти плёл. Вообще, интересно прозывали деревенские друг друга: не по фамилиям, а по родителям, кого по отцу, а кого и по матери — Колька Надин (их всех ребят так величали — Надины), Борька Серафимин, был и Витька Петрованов — это по дедушке Петровану. Детей в деревне много было, семьи большие — по 5-7 ребятишек, а то и больше. Учиться ходили в начальную школу в Тысячино, а с пятого класса — в Вочуровскую школу, за три километра, она тогда была деревянная двухэтажная. С большой теплотой мои собеседники вспоминали первых своих учителей…
— Хорошие были учительницы. В Тысячино преподавала Елена Филипповна Вольская, а в Вочурове Валентина Александровна была, потом ещё Александра Егоровна — прозвище у неё было Колобушка, — смеётся Виталий Иванович. — Она маленькая была, некрасивая, а вредная маленько, вот ребята и прозвали её так. Потом ещё преподавала Анна Николаевна Шумова, очень её любили.

ЛИХОЛЕТЬЕ

Как рассказал Виталий Иванович, когда началась война, на фронт в первый набор мало народу ушло — кто по возрасту уже не подходил, а кому года ещё не подошли. А потом уже пошли ребята 1923, 1924 и 25-го годов рождения. Тогда их много было. Только немногие домой вернулись… Сколько вдов осталось, сколько сирот! Страшное, тяжёлое время…
— У моего отца сначала бронь была на полгода, отсрочка. А как я родилась в ноябре 41-го, так его сразу и призвали, в декабре на фронт ушёл, а в мае 1942 года похоронка пришла — умер от ран в госпитале, — с горечью говорит Маргарита Петровна. — Нас у мамы пятеро было, потом одна девочка умерла, четверо осталось. Как она нас поднять сумела?! Огород выручал, скотину держали. Хорошо тем, у кого корова была! Но и государству сдавать много надо было: масло, яйца, шерсть, мясо, шкуры. Мы, бывало, куколь ели и песты собирали. Картошки вдоволь было, овощи разные выращивали, пшеничку и рожь маленько себе сеяли, мололи на жерновах, в ступе пестом толкли. Свои-то огороды на себе пахали — женщины по 3-4 впрягались, а в Тысячино был мужчина — он корову запрягал. А как? Пахать-то надо, сеять и картошку сажать.
Колхоз жил. Старались помогать и раненым в госпитале (в годы войны он располагался в Мантурове, — авт.), молоко туда отправляли. Колхозные поля пахали и обрабатывали на оставшихся шести лошадях и двух быках.
Нелегко приходилось и в послевоенный период. И всё же не падали духом. Молодёжь ходила на беседки. По рассказам Виталия Ивановича Григорьева, ходили по очереди только к девкам. Гармонист был знатный — Петька слепой. От рождения ли он был таким, или потом что с ним случилось, неизвестно, а играл хорошо. Привозили в деревню кино — работала кинопередвижка, в риге (их было две в Березниках) вывешивали полотно, там и смотрели. Отмечали престольный праздник 2 августа — Ильин день. В другие деревни гулять ходили: в Знаменке — праздник Преображенья, в Коровине — Успенья. В каждой деревне свой праздник был.

Полную версию материала читайте на страницах «Авангарда»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*