ПРОКУРАТУРА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗЪЯСНЯЕТ: «КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПНИКА»
В эпоху появления новых технологий и развития коммуникации посредством Интернета все больше людей становятся жертвами киберпреступлений. Это преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и систем (телефоны, мессенджеры, сайты, мобильные приложения и т.д.).
Наиболее распространенные способы и предлоги совершения преступлений:
- Звонки и сообщения (как правило, в интернет-мессенджерах) от «сотрудников банков, МВД, ФСБ, Росфинмониторинга», а также якобы Ваших работодателей о попытках перевода личных сбережений на иностранные счета, финансирования недружественных государств и т.д., а также об оформлении неустановленными лицами на Вас кредитов, в связи с чем предлагают оформить «зеркальные кредиты» и перевести все деньги на «безопасный счет».
- Звонки от «оператора связи», сообщающего о необходимости срочного продления срока действия договора на оказание услуг связи, для чего просят сообщить код (пароль) из поступившего смс-сообщения, который на самом деле является кодом (паролем) для доступа мошенников в Ваш аккаунт «Госуслуг».
- Заработок на бирже и прибыльные инвестиции. Преступниками создается максимальная видимость общения с представителями крупной инвестиционной площадки, на которой на Ваше имя якобы открывается личный кабинет, где отображаются все внесенные денежные средства и прибыль. Однако их дальнейший вывод невозможен, поскольку все перечисляется на счета мошенников.
- Интернет-объявления о продаже и покупке вещей/заказе услуг. Продавец — кибермошенник, получив предоплату, не отправляет Вам товар и блокирует интернет-страницу, либо предоставляет фишинговую ссылку для оплаты, перейдя по которой и указав данные для оплаты потерпевший лишается всех денег, находившихся на его банковском счете.
- Родственник попал в беду (стал виновником ДТП, задержали с запрещенными веществами и т.д.), о чем сообщают звонящие «следователь», «врач», «оперуполномоченный» и предлагают срочно перевести либо передать указанному ими лицу денежные средства для «решения вопроса».
Как себя обезопасить:
Сохраняйте спокойствие и рассудительность, не паникуйте.
Если в мессенджерах или социальных сетях поступают подозрительные сообщения нехарактерного содержания от имени Ваших родственников и знакомых, в том числе работодателей – свяжитесь с ними другим способом (например, позвоните по телефону в случае поступления сообщений в социальной сети) и уточните, действительно ли сообщения приходят от них. Если Вам сообщают о родственнике, который попал в беду, свяжитесь с этим родственником или другими Вашими близкими.
Срочное требование денег ввиду экстренной ситуации – верный признак мошенника!
Помните, что сотрудники правоохранительных и иных органов, финансово-кредитных учреждений по телефону или в электронных письмах никогда не задают вопросы о Ваших сбережениях, не предлагают перевести деньги на «безопасный счет» или оформить кредит в целях аннулирования уже имеющегося, не присылают фотографии служебных удостоверений и документов.
Никому не сообщайте коды (пароли) из смс-сообщений, не включайте функцию демонстрации экрана при общении с неизвестными Вам лицами.
По возможности не отвечайте на вызовы с незнакомых номеров и установите бесплатную услугу защитника от мошеннических и спам-звонков, доступную у большинства операторов мобильной связи.
Граждане, будьте внимательны! С каждым разом мошенники прибегают к новым уловкам, чтобы выманить у вас сбережения!

