Живая память: ПОЛОМА: всё началось с фото

Живая память: ПОЛОМА: всё началось с фото

Значение краеведения особенно возрастает сейчас, в наши дни, когда страна и общество находятся на переломе, когда разрушаются многие стереотипы и концепции, резко повышается роль регионов, их историческое начало. Мы с интересом оглянулись в наше прошлое. Важно успеть запечатлеть воспоминания жителей бывших деревень, описать на газетных страницах их хозяйство и быт, изучить имеющиеся архивные документы и познакомить с ними наших читателей. Ведь как сказал А.С. Пушкин: «Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому».
Вернуться к проекту «История мантуровских деревень от А до Я», который «Авангард» реализовывал пару лет назад, сподвиг визит в редакцию Евгении Ивановой, дачницы д. Полома. Она принесла чудом сохранившийся снимок бравых поломских мужчин царского времени. И предложила поискать родных, которые бы поведали о судьбе запечатлённых. «Распутывать ниточку» нам помогла Н.Н. Серова, жительница Угор, местный краевед. Она и назвала фамилии тех, кто родом из Поломы. Вскоре мы уже беседовали и с Т.М. Виноградовой, и с Г.Л. Либеровой, родственники которых есть на этом старинном фото.

Виноградова Татьяна Михайловна:
— На этом фото в нижнем ряду мой прадед Соколов Фёдор Григорьевич. Его отец, мой прапрадед — Соколов Григорий, отчества к сожалению не знаю, в царской России был лесником. И в один из обходов по лесным угодьям дед Григорий вычислил браконьеров, которые незаконно рубили древесину. Возник конфликт, в результате которого нашего родственника жестоко убили. Долгое время на дереве, у которого это и произошло, висела памятная табличка, указывающая на беззаветное служение своему делу лесника Г. Соколова.
У Фёдора Григорьевича было пятеро детей, старшая — моя бабушка — Глафира Фёдоровна, потом Михаил Фёдорович, который директорствовал в Угорской школе после войны, сам он был участником Великой Отечественной. Помню, какая чистота была в их доме и богатая по тем временам библиотека. Степенный, умный и рассудительный хозяин. Другой брат бабушки — Николай Федорович — погиб на войне.
Что помню из детства о Поломе? Ежегодное общеколхозное собрание, проходившее 29 июня, в Тихонов день. Этот праздник отмечал весь приход. В Липках, легендарной усадьбе Отрада, по периметру устанавливали торговые ларьки, а в центре — пляски, песни, шум и веселье. Невдалеке, в сосновом бору, шло рабочее совещание. За трибуной — председатель Николай Фёдорович Сперанский, а на лавках — бригадиры, учётчики и звеньевые, записывающие разнарядки по ведению сенокоса на урочищах в колхозе.

Полная версия материала в газете «Авангард»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*