Помнить, чтобы не повторить: Сотни мантуровцев погибли в застенках сталинских лагерей

Помнить, чтобы не повторить: Сотни мантуровцев погибли  в застенках сталинских лагерей

ОТ РЕДАКЦИИ:

30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Когда начали отмечать этот день, приходилось не раз слышать, что в Мантурове таковых, вроде бы, и не было. Конечно, до поры до времени об этом не распространялись, а те самые пострадавшие и их потомки предпочитали об этом помалкивать. Ведь к пострадавшим нужно причислять и членов семей репрессированных, даже в раннем возрасте, испытавших шок от невиновности родных и лишений. Это явление не какое-то исключение, история знает массу примеров. Неугодные по каким-то причинам всегда подвергались гонениям, лишались свободы, прав и имущества, а то и жизни. В России в эту категорию попадали вольнодумцы, революционеры, даже реформаторы, а после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года — представители чуждых классов.

«Февральско-мартовский 1937 года Пленум ЦК ВКП (б) положил начало массовым политическим репрессиям в СССР. Виновников срыва темпов отечественной экономики стали искать среди руководителей и специалистов всех отраслей народного хозяйства. В народных комиссарах руководящие посты занимали старые большевики, имевшие огромный опыт партийной и административной работы, и представители «новой народной интеллигенции» — выходцы из рабочих и крестьян, окончившие вузы в 20-е годы. В число последних попал наш земляк, уроженец д. Афанасьево, народный комиссар торговли Михаил Павлович Смирнов. Он сделал блестящую карьеру, пройдя путь от начальника охраны Центросоюза до наркома. Продвижение по служебной лестнице было нелёгким. Во время чистки партии в 1929 году его исключили из ВКП (б) «за некоммунистические поступки, выразившиеся в том, что, будучи в заграничной командировке, сделал перерасход в валюте для покупки вещей для себя и друзей, выдачу свидетельства антисоветскому элементу, который был снят по указанию высших органов, игнорирование и гонение коммунистов». Но решением Московской партийной организации вскоре был восстановлен и назначен заместителем председателя Моспотребсоюза. Талант руководителя в 1936 году был замечен ближайшим окружением Сталина, когда М.П. Смирнов занимал должность заместителя начальника управления торговли города Москвы. В октябре 1937 года его назначили народным комиссаром внутренней торговли, а 16 июля 1938 года без предъявления обвинений арестовали. 26 февраля 1939 года его приговорили к расстрелу за участие в контрреволюционной террористической организации.

Не менее трагична судьба другого мантуровца — Николая Максимовича Уланова. Один из инициаторов партийного движения в Кологривском уезде, он в 1924 году окончил 1-й Московский университет. Работал в советском торгпредстве в Германии, в аппарате ВСНХ, директором крупных химических предприятий в Дзержинске, Соликамске, Горловке, Кривом Роге. Его работа была отмечена орденом Красного Знамени. Без предъявления обвинения Уланов был арестован в 1936 году. Расстрелян в Киеве 14 июня 1937 года.

Полную версию материала читайте на страницах «Авангарда»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*