Книга трудовой славы Костромской области: Не ей одной досталась эта доля

Книга трудовой славы Костромской области: Не ей одной досталась эта доля

Родилась Любовь Васильевна Смирнова (в девичестве Хармизонова) 19 сентября 1917 года в д. Ефимово. И всю жизнь прожила в родной деревне. Училась в деревенской церковно-приходской школе. Но долго учиться не пришлось. Отец в 1919-ом ушёл на гражданскую войну и не вернулся. Мать осталась с четырьмя дочками на руках и была вынуждена перейти жить в дом свёкра и свекрови. Поэтому не до учёбы было — надо было выживать.

С малолетства Любаша помогала по хозяйству в меру своих детских силёнок. А окончив четырёхлетку, в мае 1928 года девочка-подросток пошла в няньки. Два года прожила Люба в деревне Градулево в семье Ивановых, где было трое детей. Так вот с самым младшим и нянчилась. Но не только за детьми приходилось присматривать малолетней няне. Семья та держала полный двор скотины. И работа по хозяйству тоже легла на хрупкие девичьи плечи. И в дождь, и в стужу она спускалась к Унже, чтобы натаскать воды для приготовления корма животным. И к моменту возвращения домой хозяев, все дела были уже уделаны. Спустя два года дети в семье Ивановых подросли, и они стали обходиться без посторонней помощи. И в мае 1930-го Люба перешла работать в огородное хозяйство рабочей. И там пришлось лиха хватить. Два года наравне со взрослыми она занималась обрабатыванием огородных культур. Копали, садили, вредителей собирали. Приходилось и грязную работу выполнять — навоз из колхозных сараев вывозить!..
Многое на своём веку повидала Любовь Васильевна. Нелегка деревенская жизнь. Особенно тяжело пришлось в военные годы. Вера Александровна, дочь труженицы, рассказывает, как с горечью мама вспоминала о трудовых буднях в коллективном хозяйстве до кровавых мозолей на руках.
С сентября 1932-го и по июнь 1950 года мама работала в родном колхозе «Смена». Сначала колхозницей, потом бригадиром-полеводом, кладовщиком и звеньевой колхоза «Смена». Особенно тяжело приходилось в разгар полевых сезонов: жали, косили, метали стога, обмолачивали и лопатили хлеб, убирали лён. О механизации даже не мечтали и не предполагали, что наступит облегчение ручного труда. Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть ещё и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную…

Подробнее читайте в выпуске «Авангарда» №122 от 19 октября 2023 г.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*