Живая память: Если бы не война…

Живая память: Если бы не война…

С воспоминаниями нашего земляка Ивана Ивановича Журавлёва мы уже знакомили читателей «Авангарда». Публикации под заголовком «Не люди — глыбы» вышли в №№ 22 от 21 февраля и 27-28 от 7 марта этого года. Сегодня предлагаем вашему вниманию продолжение. Иван Иванович рассказал нам о своём военном и послевоенном детстве…

— Родился я в Ломовых 19 января 1941 года, на Крещение, в бане бабушки Натальи, она и роды у матери принимала. А через полгода началась война… Нищета, голод, холод… Но сам себя я лет с четырёх-пяти только помню, военные годы в памяти не отложились. Мать только рассказывала, как жили в то время. Всё на фронт отправляли. Себе на пропитание оставался мизер… В 42-ом году поступило распоряжение: увеличить посевные площади. А как их увеличивать? Лес корчевать надо… Мужиков да парней нет, все на фронте. Остались женщины да старики. Вот свалит дедушка Степан дерево, корни обчистит, а бабы зацепят пенёк, впрягутся — 29 человек — и тянут. Что бурлаки на Волге… И каково сейчас видеть, как зарастают те поля?.. Люди старались, на пределе сил работали… Эх!
Иван Иванович вздыхает, замолкает на какое-то время. Потом продолжает свой рассказ:
— А вот это я уже помню: пришла как-то к нам тётка Августа, говорит матери: «Александра, война-то ведь кончилась!» Мать тут в обморок и упала… Вот как… Ну, думали, что легче теперь будет. Да только ещё испытания ждали… Два подряд неурожайных года — 46-ой и 47-ой. Люди от голода пухли. В деревне у нас три ребёнка умерли… Как выживали? Да как… Что из леса принесём, на том и жили. А по весне ещё берёзовый сок собирали. Скотину держали, конечно. Но тоже налоги были. С хозяйства надо было сдать 25 килограммов мяса, пятьдесят яиц. Да на всё налоги были. Сдавали. Люди понимали: надо страну восстанавливать, армию поддерживать. Но тяжело было, очень…

Полную версию материала читайте на страницах «Авангарда»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*