Я русский бы выучил только за то…

Я русский бы выучил только за то…

6 июня Россия и весь русскоговорящий мир отмечают День русского языка. Праздник этот напрямую связан с датой рождения величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Который, кстати, считается основоположником современного литературного русского языка. Пушкин — это наше всё! А наш родной русский язык — и тем более, поскольку и Пушкин на нём говорил и писал, что «…Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими…». На русском языке в мире говорят более 270 миллионов человек!

Как отрадно видеть в пабликах, читать и слышать грамотную русскую речь! Но можно ли выучить русский язык в совершенстве? В мире он считается одним из самых сложных… Вот об этом мы поговорили с гостем редакции, человеком поистине уникальным. Судите сами: стоило мне, как автору и интервьюеру опубликовать совместное фото, как оно сразу (да и потом ещё довольно длительный период) набрало сотни и даже тысячи сердечек-лайков от совершенно не знакомых мне людей со всей страны. Потому что гость редакции — человек популярный и узнаваемый. Итак, это… филолог, преподаватель русского языка и практики речевой коммуникации, автор проекта «Лаборатория русского языка» Мария Смолина (Maria Smolina). Да, то, как я представила Марию, — это далеко не все её ипостаси, но о них — чуть позже.
— А ещё я вошла в пятёрку лучших учителей-блогеров страны по данным Яндекса и Рамблера, — добавляет Маша. — Именно поэтому могу поделиться знаниями в области медиа и педагогики, поэтому на форумах и выступаю в качестве спикера/тренера.

— Мария, на твоей страничке в соцсетях значится «Профессионально заставляю любить русский язык». Разве можно заставить любить язык?
— Скорее, я влюбляю в русский язык, и да — профессионально. Я искренне верю, что это моё призвание! Так случилось: когда я выбирала, на какой факультет пойти и как учиться, я поступила на истфак, но в самый последний день, буквально в последний момент переложила свои документы на филфак. Указующий перст судьбы! Надеюсь, мой любимый учитель истории Николай Николаевич Галанов уже перестал на меня обижаться… Но все шесть лет, что я училась, и потом, когда работала в школе и преподавала в университете, ни разу не пожалела о своём решении. И очень приятно слышать, когда мои ученики, студенты говорят: «Мария Алексеевна, если бы Вы сразу начали у нас вести русский язык, мы бы его раньше полюбили». Это к слову о том, что я профессионально заставляю любить русский язык (улыбается, — авт.).

— А как же история?
— Я продолжаю интересоваться историей, я её люблю тоже. И с русским языком она тесно связана. Всегда стараюсь ученикам и студентам давать что-то сверх программы и поощряю их стремление узнать больше. Мы много говорим об истории государства и национальном самосознании, частью которого и является язык. И сама история русского языка интересна.

— Мария, на какую аудиторию рассчитаны видеозанятия в твоём блоге? И не только в нём.
— Если говорить об аудитории моего контента, то изначально «Лаборатория русского языка» и блог были задуманы для детей, но сейчас произошёл ребрендинг, оказалось, что смотрят и взрослые, бабушки-дедушки и родители. В общем, разновозрастные люди, которые интересуются русским языком. Когда я свой блог создавала, мне хотелось показать, как можно по-другому преподносить русский язык, чтобы было интересно, и учить его несложно, если правильно объяснить. Но потом я поняла, что одной меня на всё не хватит… Нужны хорошие педагоги. Поэтому сейчас я больше работаю с преподавателями, в рамках образовательных форумов. Недавно была форумная кампания в рамках Всероссийского проекта «Навигаторы детства», после этого меня стали приглашать в разные уголки нашей страны, и я с преподавателями уже говорю о том, как нужно правильно вести коммуникацию с учениками, чтобы они доверяли, были друзьями — это важно, и после этого уже зарождается любовь к предмету — любому, не только русскому языку.

— Где дети и взрослые, помимо форумов и блога, могут обучаться у Марии Алексеевны?
— Проект ЦЕХ, он родился из медиашколы, которой шесть лет уже. Это авторский проект, я занимаюсь им на протяжении уже 1,5 лет. Но это для меня, скорее, больше увлечение. Мне хотелось больше внимания уделять всё-таки речи и грамотному письму. Так и появился ЦЕХ. Ну, и, конечно, «Лаборатория русского языка Марии Смолиной».

— Мария, пожалуйста, поподробнее о медиашколе.
— Я являюсь одним из её создателей и куратором. У меня была команда, мы придумали этот проект и на Всероссийском форуме «Территория смыслов» защитили его. Грант не получили, но это было уже не важно. Первая медиашкола запускалась без единой копеечки. Зато были уже знакомые, друзья из медиасферы, которые придали весомости всей этой кампании. И в итоге получилась первая массовая медиашкола, в которой обучение тогда велось по четырём направлениям: тележурналистика, фотография, видеография и редактура. Сейчас медиашкола — это часть университета, направлений шесть — добавились дизайн и SMM. Лекции ведут, в том числе гости — режиссёры, ребята с Первого канала, «Россия-24», МУЗ-ТВ и другие. Работает большая команда педагогов, тех, кто продвигает проект, программный директор — в общем, люди, которые создают и ведут его…

Полную версию интервью читайте в выпуске газеты Авангард № 65 от 4 июня 2022 года.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*