Память сильнее времени: И это стало историей…

Память сильнее времени: И это стало историей…

Воспоминания об Усольской школе

Отрывки из воспоминаний, опубликованных в соцсетях Андрея Вячеславовича КУЗНЕЦОВА, некогда преподавателя Усольской школы.

— До сих пор нам трудно поверить, что в панораме Карькова больше нет здания Усольской школы. Обшитая шпунтованной доской двухэтажная школа стояла неподалёку от пустующего в то время храма. Изначально это была церковно-приходская школа при храме Воскресения Христова. Воскресенская церковь в п. Карьково была построена в 1858-1861 гг. на средства помещика Бориса Ефимовича Прутченко. В то время, когда мы жили в Карькове, храм, закрытый ещё в 1941 году, пустовал. Ни ограды, ни дверей не было. Чернели пустые глазницы окон, да кое-где в щелях кирпичной кладки пробивались молодые берёзки, хотя в целом здание ветхим не выглядело. Восстановлена Воскресенская церковь была намного позднее, в 1998-2000 гг., когда мы уже работали в заповеднике.
Как рассказывал мне директор школы Александр Иванович Вьюгин, первое одноэтажное здание школы было построено ещё в ХIX веке. Наша школа была одной из старейших в Костромской области. Изначально она была церковно-приходской, т.е. начальной, как мы бы сейчас сказали. Школа была какой-то очень уютной, тёплой, и детьми, и учителями она воспринималась как родной дом. И отношения между учителями и школьниками складывались тёплые и доверительные, в чём была немалая заслуга Александра Ивановича, умевшего сплотить людей и направить работу коллектива. Мы работали в школе с августа 1978-го по август 1981 года.
По прошествии многих лет, когда мы с Ирой, сидя по вечерам за столом и глядя друг на друга, вспоминаем Карьково и Усольскую школу, то первое, с чего начинается разговор, это слова мудрого и очень сердечного человека Лии Прокопьевны Шабышевой, учителя русского языка и литературы: «Вы будете всю жизнь вспоминать эти годы. Вы всегда будете помнить Карьково и нашу школу, потому что здесь вы были молоды и начинали свою жизнь». И действительно, стоит только прикрыть глаза, как я вновь оказываюсь на пороге школы, открываю дверь и поднимаюсь, шагая через две ступеньки, по деревянной лестнице на второй этаж, а навстречу бегут наши школьники в красных галстуках, улыбаясь и приветливо здороваясь…
Мы помним почти всех наших учеников, коллег-учителей — каждого поимённо, ведь все они до сих пор живут в наших сердцах…
Я вёл в школе уроки природоведения, биологии, географии и рисования, а также занимался школьным лесничеством и пришкольным участком, а моя жена Ирина Александровна Рыбникова вела уроки химии и группу продлённого дня для младших и средних школьников. Наш с Ирой кабинет биологии, химии и географии находился на втором этаже — рядом с учительской. Поскольку я вёл всю биологию и географию, Ире из предметов нашей специальности оставалась только химия, но она была лишь в седьмом и восьмом классах, и учебных часов на учительскую ставку ей не хватало. Поэтому ей приходилось вести группу продлённого дня. Уроки химии она проводила очень интересно, почти на каждом были химические опыты и лабораторные занятия.
Надо отдать должное нашим школьникам, большинство которых были очень толковыми, сообразительными и способными детьми. Проникнувшись доверием и уважением к молодым учителям, они с увлечением и любовью занимались нашими предметами. Некоторые схватывали всё буквально на лету. Нередко на уроках анатомии быстрее всех поднимал руку Миша Крылов, выйдя к доске, он совершенно чётко и без ошибок рассказывал, например, о работе сердца. Удивительные способности к географии проявлял Лёша Корнев. Редкую любознательность и большой интерес к птицам, зверям и их следам проявлял Лёша Носов. Именно поэтому я чаще других брал его с собой даже в довольно дальние походы в лес. В дальнейшем из него вырос увлечённый и дельный охотник, на всю жизнь сохранивший глубокий интерес к природе. Вот таких ребят мы готовили на районные конкурсы, и уже на второй год нашей работы ученики Усольской школы стали победителями конкурсов по биологии, географии и химии. У нас в школе был довольно большой опыт турпоходов и экскурсий на природу, и на районном турслёте в 1980 году команда Усольской школы заняла первое место в районе. В команде было 10 человек, в основном старшие школьники, но были и два пятиклассника — Лёша Корнев и Лёша Носов. Большое значение на конкурсах имело знание техники безопасности, а также умения по оказанию первой помощи при несчастных случаях. За это отвечали две старшие девочки: Лена Донгаузер и Надя Быстрова. Готовились они старательно и ответственно, проштудировали соответствующую литературу, а моя жена Ира, поскольку в институте получила диплом медсестры гражданской обороны, провела с ними практические занятия.
С тех пор прошли десятилетия, но наши бывшие ученики, с которыми мне удалось встретиться в один из моих приездов в эти края, до сих пор с удовольствием вспоминают те годы, наши походы на природу и это маленькое путешествие по Унже на плоту от Мантурова до Карькова. А мы с Ирой помним каждого из них и с удовольствием вспоминаем карьковский период как лучшие годы нашей жизни. И не перестаём удивляться, как же права была Лия Прокопьевна, когда-то давно сказавшая нам об этом.

Верны традициям

— В 1982 году я был назначен директором Усольской восьмилетней школы (п. Карьково) сразу же после окончания института. Честно говоря, взвалить на себя груз административной ответственности мне не очень-то и хотелось. Но так сложились обстоятельства, что пришлось согласиться с назначением. Дело в том, что после окончания филологического отделения Костромского пединститута я был распределён в одну из школ Шарьинского района. Съездил туда, узнал, что буду вести 14 часов немецкого языка(?), 8 часов русского и литературы.
На обратном пути из Шарьи заглянул в редакцию «Авангарда» с парочкой лирических зарисовок. Редактором газеты тогда была Нина Семёновна Смирнова. Узнав, откуда я еду, она сказала: «Вот-вот, так вот и теряем педкадры для города и района». Мы направились с ней к зав. роно Т.К. Лебедевой. Татьяна Константиновна обрадовалась нашему визиту. Дело в том, что после смерти А.И. Вьюгина Усольская школа осталась без руководства, и никто не спешил занять сей пост. А тут на ловца и зверь спешит. На мои слова: «Как же с Шарьёй-то?» Татьяна Константиновна ответила: «С областью вопрос решим». И добавила: «Ну, если Вы специалист по немецкому языку, то…» Я деликатно промолчал.
В Усольской школе тогда работал творческий коллектив. Это Лия Прокопьевна Шабышева, Тамара Александровна Картавых, Наталья Сергеевна Кокарева (Коновалова), Елизавета Михайловна Воинова, Нина Васильевна Вьюгина, Владимир Серафимович Юдакин, Галина Аркадьевна Казарина, Галина Александровна Дубровина, Татьяна Николаевна Хохлова (Виноградова), Софья Алексеевна Бойкова, Александра Николаевна Бессерт, Калиста Гавриловна Дроздова.
После ухода большей части коллектива на заслуженный отдых в педколлектив влились Людмила Александровна Малышева (Картавых), Елена Николаевна Кораблёва (Крылова), Любовь Николаевна Майкова, Вера Викторовна Петрова (Хлябинова), Любовь Михайловна Шабарова (Воробьёва), Фаина Николаевна Клюкина (Морозова), Лариса Викторовна Горбунова, Лилия Раисовна Мироненко, Елена Викторовна Носова, Галина Владимировна Смирнова, Наталья Александровна Калабухова.
Новый коллектив остался верен традициям, сложившимся в школе. Много внимания мы уделяли детскому творчеству. И в этом нас поддерживали местные работники культуры — супруги Александр Николаевич и Надежда Николаевна Рюмшины. Уважали в посёлке бывшего заведующего Карьковским клубом фронтовика Павла Ивановича Архипенко. Серьёзно занималась с ребятами фольклором Ольга Николаевна Осадчук. Опыт нашей внеурочной работы был обобщён на региональном уровне.
Много внимания в школе всегда уделялось спорту. На зональных соревнованиях на кубок «Золотое кольцо» по футболу в 2006 году девушки (тренер Н.И. Соколов) заняли первое место, а в финале первенства России завоевали серебряные медали.
В 1997 году школа по просьбе родителей получила статус средней. И в течение 7 лет выпустила 35 выпускников, из них четырёх золотых и серебряных медалистов.
30 лет директорства позади. Помнится всё, включая первый педсовет, на котором кто-то из ветеранов сказал: «Надеемся, что Вы к нам надолго». И ведь как в воду глядели…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*