Память сильнее времени: Любовь, пронесённая сквозь лихолетье
Вот лежит передо мной старая, пыльная, давным-давно кем-то забытая шкатулка. Сидя перед ней, предвкушаю восторг открытия чего-то очень далёкого, неизвестного, но, видимо, очень важного, раз сохранилась до сих пор.
Музейный работник всегда испытывает эти чувства, когда к нему попадает предмет из прошлого: кому он принадлежал, какова история приобретения и потери, а может, он изменил всю жизнь владельца, может, стал причиной трагедии или безумной любви? Мы будто путешественники во времени, и чем глубже в прошлое погружаемся, тем больше захватывает дух от волнения: надо же, это было так давно, а только сейчас и именно тебе предстоит открыть эту шкатулку с секретом!
Нашей заветной шкатулкой стали старые письма: подарок из прошлого как раз к знаменательной дате. Эти письма лежали на чердаке одного из мантуровских домов, завёрнутые в газету, почти на улице. Принесла их нам женщина, которая не знала людей, чья жизнь целых четыре года проходила только в ожидании коротеньких сообщений, пропитанных любовью и надеждой. Мы до сих пор не знаем, кто эти люди, как сложилась их жизнь, где их дети и внуки сейчас, так ли счастливы они были всю жизнь. Знаем мы одно: такие письма помогли выстоять в той страшной войне солдатам, а матерям, жёнам, детям — дождаться любимых и работать на приближение победы.
Итак, история любви. Для сохранения подлинности — стилистика автора писем приводится без правки.
Из письма Бориса Павловича Лотова с фронта Марии Владимировне Готовцевой.
1. «…Здравствуй дорогая и любимая Моя Маруся, с боевым горячим приветом твой друг Борис… 30 октября 1943 года исполнилось 3 года, когда наши сердца встретились и решили судьбу дальнейшей нашей дружбы. …А сейчас мы друг от друга далеко, далеко. Но моё сердце ещё не остыло оно так же как и раньше всё любит и скучает только о тебе, только о тебе Дорогая Маруся…».
Они были ещё очень-очень молоды. Борис Павлович родился 21 декабря 1923 года. Учились в медшколе, что в Кологриве, там и познакомились. Сначала дружба, потом любовь и… война. Борису всего 19 лет, но он уже на войне, он безумно влюблён в свою Марусеньку, Мусеньку.
2. «…у меня болит сердце по тебе, ты у меня в сердце села наверное на всю жизнь у меня сейчас наступил «Хронический тромбоз сердца» о тебе. Любил, люблю и буду любить. (Жду Иван Ивановича, может сделает операцию насчёт тромбоза, хоть из хронического сделает острый)». Потрясающее чувство юмора, умение критично посмотреть на себя, ситуацию, в которой оказался, помогли многим пережить все тяготы этой ужасной войны. Герои нашего рассказа не исключение.
Только-только сданы экзамены, получены документы об окончании медшколы… И вот передовая.
3. Письмо от 30 октября 1942: «Привет с фронта. Здравствуй дорогая Маруся!!! С боевым горячим приветом Борис. Сообщаю, что мы уже вступили в действующую армию, а где это вы знаете…». Вообще, о войне Борис пишет очень кратко, всё больше о любви, много воспоминаний и планов на будущее: на счастливую жизнь со своей Марусей.
Когда тебе 19, всё кажется «преувеличенным», как говорят, «юношеский максимализм»; если любишь, то «навеки», расстаёшься — «без возврата». Кровь бурлит, эмоции зашкаливают. И это хорошо, потому что это молодость, она прекрасна. Но война всё расставляет по своим правилам. Твоя любимая далеко, и ты не знаешь, увидишь ли ты её когда-нибудь, а дождётся ли она тебя, а любит ли она тебя так же горячо, как ты её?! Наших героев тоже не обошли стороной эти сомнения: они ревнуют, беспокоятся, даже упрекают друг друга, но всё равно страстно любят.
4. «…Вспомни дорогая Муся! Если ты это забыла, то я никогда и нигде не забуду в каких бы условиях не находился я все мечтаю о тебе Дорогая Маруся! Ведь я скучаю по тебе ты не знаешь моих страданий. У меня даже нет слов, что бы выразить мою тоску по тебе… иногда становится…, что готов помереть, но не хочется; хочется ещё с тобою увидеться и поцеловать твои алые губки».
5. «Здравствуй Мусечка! С горячим приветом Борис. Дорогая Маруся!.. Я только и мечтаю как бы встретится с тобою побыстрей, только бы ты дождалась меня, моя дорогая, а потом бы дело было видней, что дальше делать… Конечно если только я буду жив и невредим, ясно, что будем гулять так или нет дорогая? Но а если меня покалечит, то ты тогда будешь выбирать здорового. (Дак) лучше я буду беречь своё здоровье что бы остаться не калеченным, а то ведь я так крепко люблю тебя моя дорогая и мне тогда будет обидно, всё равно я тебя не забуду до тех пор, пока будет биться моё молодецкое сердце…»
И так день за днём, год за годом — только письма, только ожидания встречи. А жизнь идёт, а им всего по 20 лет. Мария работает в Мантуровском эвакогоспитале и ждёт своего Бориса, а Борис защищает Родину. Он на хорошем счету.
6. «… Дорогая Маруся!!! Я пока считаюсь работником неплохим и поэтому перевели меня для улучшения работы. Работы здесь много больше чем в той в которой я был до этого. Здесь приходится бегать день и ночь по точкам а их у меня 6 точек и я за них отвечаю головой».
В декабре 1942 года младший лейтенант медицинской службы фельдшер Борис Павлович Лотов награждён медалью «За оборону Ленинграда», а в 1945 — орденом Отечественной войны II степени. С гордостью сообщает о своих успехах ненаглядной своей Марусе.
Мы читали о войне книги, смотрели художественные и документальные ленты, знаем, как воевали, как ждали и работали. Но здесь совсем другое: здесь настоящая история любви — одна из миллионов таких же, ничем не отличающаяся от других, но всё же такая близкая, почти родная: вот она — лежала столько лет на чердаке рядом с нами. С этими людьми мы ходили по одной улице, занимались одними и теми же делами, решали одинаковые проблемы. И не знали, что благодаря их переписке мы сейчас живём под мирным небом. Именно так: ведь эти письма давали бойцам сил выдерживать все невзгоды военного времени, именно они помогали не сломаться, обрести уверенность в том, что «…наше дело правое, мы победим!», ведь защищали бойцы свою родную землю, свою «Марусеньку» и знали, что там, в тылу, их ждёт любимая и спокойная мирная жизнь.
Мария и Борис дождались своего счастливого дня: после войны в 1946 году они закрепили свои отношения узами брака. Вроде закончилась война, и можно спокойно жить с любимой женой на родной стороне, но долг не отпускает Бориса, слишком много дел ещё было у бойцов нашей армии. Мария получает письма из Белоруссии, из Польши, и они, как прежде, о любви и надежде.
7. «…Милая Мусенька! Прошло несколько дней как мы расстались с тобой. Но мне кажется что прошло уже больше году. Я кажется ещё во всей жизни… так ещё не тосковал, вот только сейчас кажется понял что значит жена. Где бы я не был, чем не занимался, всё равно одна мысль только о тебе. И представь себе дорогая, что в сердце забралось какое-то постороннее живое существо и всё время как будто сосёт и сосёт ну и кажется высосет меня всего…»
Удивительно, как эти простые люди любили друг друга, пронесли свои чувства через испытания временем, расстоянием, нечеловеческими условиями жизни. Мало того, они были неисправимыми романтиками:
…Куда пойду, мне всё не мило,
Любовь преследует меня,
Давно, давно мне всё постыло,
С тех пор, как я люблю тебя.
Где ни хожу, я всё страдаю,
Твой образ передо мной,
Любви твоей просить не смею,
Приди, мне сердце успокой…
Эти стихи Борис написал ещё до войны, как раз накануне того дня, когда его вызвали на комиссию в военкомат. Он уже знал, что уйдёт на войну, и знал, что Маруся дождётся его.
Вот, пожалуй, и вся история… По крайней мере, всё, что знаем о ней мы. Это как в сказке, в них всегда всё кончается свадьбой, а что было дальше — неизвестно, но очень любопытно. Закрываем мы свою заветную шкатулку с чувством недосказанности.
Давно это было, но вроде как вчера, наши деды были ещё не очень чтобы уж и старые: вот мой дед Лёля сидит за столом и пьёт чай со своими любимыми конфетами «Дуньками», он рассказывает о том, что было на войне. Неохотно рассказывает, тяжело вспоминать. А мы ещё совсем дети, и не очень-то внимательны: вот попробуй сейчас вспомни, о чём рассказывал? И чем дальше уходим вперёд, тем обиднее становится, что невнимательно слушали, мало спрашивали, не сохранили, не сберегли!