Память сильнее времени: «Он всё отдал в колхоз…»

Память сильнее времени: «Он всё отдал в колхоз…»

После публикации о деревне Березники («Авангард» № 28-29 от 7 марта 2020 года) мы, конечно, ждали отклика наших читателей — ведь в Мантурове проживает немало тех, чьё детство и юность прошли в этой деревне. В редакцию пришёл Валерий Николаевич Смирнов (правда, его имя мы узнали чуть позже…) и спросил, что нам известно о Николае Аверьянове, почему написали о нём так (по воспоминаниям В.И. Григорьева о раскулачивании)? Да, семья Николая Аверьяновича Смирнова была бедна, потому что всю домашнюю скотину они отдали в колхоз. А сам Николай Аверьянович был председателем колхоза «Заря» в деревне Березники. А до этого, в 1927-1928 гг., избирался председателем Знаменского сельского совета Кологривского уезда.

— Мне после прочтения публикации даже обидно за отца стало… — рассказал Валерий Николаевич. — Знаете, ведь я своего отца почти не помню, да и не знал о нём почти ничего — кем он работал, где он был, что делал… До того момента, как мне прислали вот этот документ в 1989 году — выписку из партийного архива Костромского областного комитета КПСС. Я в то время работал на трактороремонтном заводе начальником отдела снабжения и приехал в Кострому. Мой двоюродный брат Иван Иванович Смирнов был зампрокурора в Костроме, и он подсказал мне обратиться в архив партии, ведь отец был партийным! Я написал запрос, и мне прислали ответ. И только из этого письма я узнал, кто такой был мой отец… Конечно, мнение о нём у односельчан было неоднозначное, ведь когда была коллективизация, когда из артелей переходили в колхозы как в общества всеобщего равенства, владельцам единоличных хозяйств это не нравилось. В деревне Березники в 20-х годах прошлого века была рыболовецкая артель, и жили хорошо. Мне об этом мать моя Мария Ивановна рассказывала. В деревне была устроена специальная яма — ледник, где хранили замороженную рыбу. Были у артели своя пасека и ульи. Отец мой в артели не состоял, он был грамотный и работал у лесопромышленника. А колхозы… не всем по нутру было идти из артели в колхоз, отдавать своё нажитое трудом для общего пользования. До сих пор ведь о том периоде истории много разных мнений…
Николай Аверьянович Смирнов был неординарной личностью, он прожил нелёгкую жизнь. Родился в Березниках в 1888 году. В 1902 году окончил Вочуровскую школу (было пареньку 14 лет, значит, он закончил полный цикл обучения, хотя в школу пошёл 10-ти лет — она была построена в 1898 году) и работал в хозяйстве отца. Значит это, что семья Смирновых вовсе не была нищей! С 1908 по 1910 гг. работал приёмщиком леса в частной лесопромышленной конторе. Десять лет отдал Николай Смирнов военной службе: до 1917 года служил в 322-м Солигаличском пехотном полку в г. Львов (а значит, был участником Первой мировой войны), а после того, как свершилась Октябрьская революция, и до 1919 года служил в Красной Армии младшим унтер-офицером. Демобилизовался, вернулся в родные места. До 1927 года работал по найму на лесоучастках и в своём личном хозяйстве. В семье Николая Аверьяновича и его супруги Марии Ивановны уже было двое детей — Алексей родился в 1923 году, в 1925-м — сын Вениамин. В 1927 году Николай Смирнов был избран председателем Знаменского сельского совета. А в 1928 году родилась дочь Шура. Когда же стали образовывать колхозы, мог ли образованный человек, горячо поддерживающий идею о всеобщем равенстве и братстве, участник войны, человек, знающий не понаслышке, что такое офицерская честь и долг, остаться в стороне?
— Мать рассказывала мне потом, что очень ревела, когда свою скотину отводили в колхоз, — вспоминает Валерий Николаевич. — И все так. А куда деваться? Даже и там за своей скотиной сами ходили, ухаживали — жалко ведь! Кто за лошадью, кто за коровой своей. Душа-то болит крестьянская! Но отец иначе не мог.
Потому и осталась семья Смирновых практически без всего. Жили в старом доме — ещё дедовом. Николай Аверьянович вступил в партию в 1931 году. В этом же году стал председателем колхоза «Заря», был им по май 1933 года. А потом ещё раз — с октября 1933 года по 1936-й. В 1933 году родилась дочь Нина. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт Николая Аверьяновича не взяли — по возрасту не подошёл. Зато воевать отправились сыновья. Сначала Алексей, потом Вениамин. Валерий Николаевич рассказал, что отец ездил зимой в Гороховецкие лагеря, где был учебный центр для новобранцев, чтобы проводить Вениамина.
— Мне мама рассказывала, что зимой его в вагон не пустили, и он ехал где-то в тамбуре или вообще между вагонами… Вернулся потом домой и тяжело заболел, — вспоминает Валерий Николаевич. — Обидно ему и то было, что тех, кто родился всего годом позже его — в 1889 году, их брали на войну, а ему отказали. А ведь он опытный военный, столько лет служил в армии, воевал в Первую мировую. Может, конечно, и по состоянию здоровья не взяли, а не только по возрасту. Не знаю, я ведь родился много позже своих братьев и сестёр — в 1943 году. Меня односельчане звали «заскрёбышем». Отец умер в 1946 году, мне не было ещё и трёх лет.
До самой смерти Николай Аверьянович трудился. В войну был агентом по сбору продналога. Потом — завхозом отделения связи, работал и рядовым колхозником колхоза «Красный сокол». А Мария Ивановна всю жизнь работала в колхозе, ходила за овцами, вместе с ней работала и Шура. Обе они в 1945 году получили правительственные награды за ударный труд и грамоты за подписью М.И. Калинина. Много шерсти сдавали. Грамоту получила и Нина — ей было всего 12 лет. Колхозом «Красный сокол» руководил Иван Иванович Тихомиров. С войны вернулись живыми оба сына — это была такая радость!
Младший сын Валерий тоже пошёл работать в колхоз — с 14 лет. Все дети семьи Смирновых были с детства к труду приучены. Валерий Николаевич потом окончил школу механизации. Было отличное звено механизаторов: передовики Александр Румянцев и Василий Денисов из Антонкова, Александр Бобков из Папулихи, Лёшка Чистяков, Ширяев…
— Как-то раз встретился я с Лёшкой Чистяковым в больнице. Он ведь старше меня — с 1933 года. Вот мы с ним и повспоминали, как в колхозе работали, как ездили на Коровинские болота зимой за торфом — удобрение на поля развозили. Заготавливали там торф и возили на тракторе ДТ-54 с санями, — поделился Валерий Николаевич.
О том, что была в Березниках хорошая библиотека, что и кино привозили показывать, Валерий Николаевич рассказал с особой теплотой в голосе. Дорогие сердцу эти воспоминания! А как соревновались между собой звенья по льну! Звеньевыми были две Шуры — Федина и Митрева (это прозвища — по отцу так в деревне называли). До середины 60-х годов в деревне Березники много было молодёжи, а потом постепенно все стали из колхоза уходить, как только представлялась возможность.
— Понимаете, какая жизнь-то была у отца: он партийный, а его братья — Александр Аверьянович и Иван Аверьянович — в колхоз не вступили. Один портняжничал, другой валенки катал. Землю у них отобрали, всё отобрали, а они так и не пошли в колхоз. Отцу и потом трудно было работу найти, по разным местам устраивался… — вспоминает Валерий Николаевич. — Да, рай березниковский… Красивейшая деревня, сейчас уже не та… Вот фотография сохранилась, сделанная в начале 90-х (на верхнем фото): в центре хозяин этого дома Николай Хохлов — механизатор, передовик, справа с краю — я, рядом — друг мой, а с другого края стоят знаменитые доярки — Мария Хохлова и Чернышова, не помню, как её звали… Да вот ещё фотография матери — берегу как самое дорогое (фото ниже)! И все мы, березнинские, несмотря ни на что, хоть и разъехались, любим свою деревню, храним память о ней и обо всех наших земляках. Только остаётся нас всё меньше…
Замечательный человек — Валерий Николаевич Смирнов. Он, как и многие мантуровцы, достоин не только рассказа в газете, но и благодарности за свою трудовую честную жизнь, за сохранение традиций и памяти о родном крае. Низкий вам всем поклон!

P.S. Дальше мы готовим материал о пос. Октябрьском и станции Брантовка — просим откликнуться всех, кто может о них рассказать. А если сохранились старые фотографии, то мы будем очень рады! Звоните в редакцию «Авангарда» по тел. 2-54-09. Давайте сохраним историю вместе!

1 Комментарийна“Память сильнее времени: «Он всё отдал в колхоз…»”

  1. Григорьев Валерий Иванович // 28.08.2021 в 19:08 //

    Как потомок имущественных (кулаков в советской интерпретации) крестьян-единоличников, бывших собственников земли братьев Григорьевых с деревень Березники, Знаменка с интересом прочитал вашу публикацию в газетах №№ 28,29 от 7.03.20 г. Но не менее интересен отклик на статью Валерия Николаевича Смирнова об его отце Николае Аверьяновиче Смирнове, активном участнике создания местного колхоза. Как одна из форм собственности, созданный в добровольном порядке, колхоз имеет право на существование. Но история доказала никчемность колхозной собственности, а принесенные ей многомиллионные жертвы были напрасными. По утверждению сына, Николай Аверьянович в 1927-1928 гг. избирался Председателем Знаменского с/с тогда еще Кологривского уезда. В 1931 году он вступил в Коммунистическую партию и стал председателем местного колхоза «Заря» и руководил им до 1936 года. Благодаря и ему, в этот период «исчез бесследно» мой дед Григорьев Владимир Григорьевич, крестьянин-единоличник с деревни Знаменка, не пожелавший вступать в колхоз. Многочисленная семья была «выгнана на улицу в одних платьицах», имущество расхищено. Репрессированы были и семьи его обоих братьев с деревни Березники. У меня нет и быть не может претензий к этому активному участнику так называемого раскулачивания моего деда. Понятны его мотивы. Бог ему судья. Советское государство щедро оценило его карательные заслуги. У меня нет претензий к его сыну, который испытывает чувство гордости за деяния его отца. А они таковы, что практически нет ныне деревень, где он руководил, раскулачивая односельчан. Власти, понятно, нужен был дармовой хлеб и имущество богатой части крестьян и, чтобы не кормить их желательно было ликвидировать. Хотелось бы узнать — какие могли быть претензии со стороны односельчан к трем братьям Григорьевым. Еще многое хотелось бы узнать у Валерия Николаевича. Для конструктивного диалога надеюсь через редакцию газеты связаться с ним.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*