Игорь Балаев: «Мы не ждём благодарности»

Игорь Балаев: «Мы не ждём благодарности»

18 сентября в Мантуровском межрайонном следственном отделе СК РФ по Костромской области личный приём граждан провёл руководитель следственного управления СК РФ по Костромской области генерал-майор юстиции Игорь Иванович Балаев. Этот ответственный пост он занимает около двух лет. До этого 8 лет аналогичную должность занимал в Смоленской области, ещё ранее служил в Белгородской области. Игорь Иванович прошёл в своё время практически всю служебную лестницу от выпускника юридического вуза и простого следователя до руководителя следственного управления. Следственной работе посвятил 27 лет жизни и уверен, что самое главное — когда любимая работа приносит пользу государству и его гражданам.Пока приём не начался, мы смогли побеседовать и задать несколько вопросов руководителю областного следственного управления Следственного комитета России о том, какие задачи сегодня решает ведомство, есть ли кадровый голод и какие громкие преступления последних лет удалось раскрыть. 

— Игорь Иванович, как Вы в целом оцениваете обстановку в нашем регионе? Поскольку Следственный комитет занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
— Могу сказать, что обстановка стабильная, она контролируется и, прежде всего, органами власти, и правоохранительными органами. В прошлом 2018 году было отмечено снижение преступности на 10% от общего количества преступлений. А уже в этом году зарегистрировано на 8% больше преступлений, чем в прошлом. Незначительно возросло количество убийств — с 20 до 22, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом возросло в два раза — с 7 до 14, а также количество изнасилований — с 6 до 10.

— По Вашему мнению, с чем это может быть связано? Сначала снижение, а потом вновь рост…
— Если в процентном соотношении, то рост преступности кажется большим, а если в абсолютных цифрах, то это немного. Если обратиться к статистике за периоды 10 и 20 лет назад, то тогда количество преступлений, тех же убийств, в разы превышало нынешние данные. Тем не менее это есть. Связано может быть с недостаточной занятостью населения, злоупотреблением спиртными напитками. Но свои результаты даёт профилактическая работа и правоохранительных органов, и наша работа — мы также по результатам расследований вносим представления в те или иные организации о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, информацию направляем в прокуратуру, если видим какие-то нарушения закона и есть необходимость вмешательства прокуратуры. Велик всё же процент бытовой преступности — убийства на бытовой почве часто совершаются в состоянии алкогольного опьянения, из ревности. Но ситуация контролируется, и нельзя сказать, что всё так уж плачевно. Следователи без работы не сидят.

— Сам собой напрашивается кадровый вопрос. Есть ли кадровый голод?
— Практически дефицита кадров следственное управление не испытывает. Пришло в этом году много молодых людей, мы приняли семь «целевиков» — выпускников вузов, их нужно учить, прежде чем недавние выпускники начнут работать как настоящие следователи. В Мантурово в этом году принят такой следователь, и в прошлом году тоже — молодой специалист, после окончания высшего учебного заведения по нашему профилю. Кто-то уходит на пенсию, кто-то переводится на службу в другие субъекты, происходит нормальный, естественный процесс. Наблюдается и смена поколений. А вообще, коллектив наш небольшой — всего 113 человек, включая 6 водителей.

— Сложно попасть на работу в Следственный комитет?
— Никакой особой сложности нет. Все требования изложены в Федеральном законе «О Следственном комитете РФ». Должно быть, прежде всего, желание работать, высшее юридическое образование, гражданство Российской Федерации, соответствующее состояние здоровья. Имея всё это, нужно обратиться с заявлением в Управление, мы его рассмотрим и примем решение. В основном, вопрос решается положительно.

— Несколько лет назад главным трендом в работе Следственного комитета была борьба с коррупцией. Как обстоят дела сегодня? Что-то изменилось? Может быть, теперь акцент и всё внимание привлечены к другому направлению в работе?
— Нет, тренд не изменился. Борьба с коррупцией — основное наше направление. В соответствии с Федеральным законом, основной задачей органов Следственного комитета является оперативное и качественное расследование уголовных дел, отнесённых к нашей подследственности, в том числе и преступлений по коррупционным составам. Это получение (дача) взятки, посредничество во взяточничестве и другие составы преступлений. В этом году за 8 месяцев количество зарегистрированных должностных преступлений увеличилось на 23% — с 26 до 32, а взяток на 18% — с 22 до 26 преступлений. Мы окончили производством 28 дел коррупционной направленности, 22 из них направили в суд. Это на всю Костромскую область. В этом году был осуждён теперь уже бывший глава Солигалича за превышение должностных полномочий, расследуется дело в отношении бывшего главы г. Галича по фактам получения взятки, также рассматриваются дела в отношении бывших сотрудников полиции, организовавших наркопритон на территории г. Костромы. Мы расследуем дела и в отношении сотрудников правоохранительных органов, и так называемых спецсубъектов — депутатов всех уровней, следователей, адвокатов и т.д.

— А в своих рядах идёт борьба за «чистоту рук»?
— За всё время моей службы в правоохранительных органах и Следственном комитете таких фактов было немного — единичные случаи. К сожалению, они ещё встречаются. Но отношение к коррупционерам, тем более в наших рядах — нетерпимое.

— Взятка — это ведь оказание давление на следователя, подкуп. А часто следователи подвергаются давлению, в том числе и со стороны высоких чиновников, должностных лиц?
— За период, что я возглавляю следственное управление, ни следователи — ни письменно, ни устно — ни руководители отделов не обращались по поводу того, что на них оказывается какое-то давление гражданином или должностным лицом. Если соответствующая информация будет, сразу же отреагируем, в соответствии с законом.

— Если говорить о работе СУ СК РФ по Костромской области в сравнении с другими регионами — каковы результаты?
— Наш коллектив дружный, работоспособный. В общем рейтинге среди 85 субъектов Российской Федерации в 2017 году мы занимали 23 место, в 2018 — 28 место, а по этому году итоги ещё не подводились. Но, как видите, результаты имеются.

— Какие дела были самыми резонансными?
— К таким делам можно отнести преступления прошлых лет, которые совершены достаточно давно — от 1 до 25 лет назад, но дела в силу разных причин не были раскрыты. Мы активно занимаемся их раскрытием и расследованием совместно с сотрудниками полиции. В прошлом году было раскрыто дело трёхлетней давности — убийство несовершеннолетней девушки в Мантуровском районе. Весной этого года было раскрыто убийство, совершённое в 2003 году в Судиславле, дело направлено в суд, виновный осуждён к длительному сроку лишения свободы. Всего в 2019 году раскрыто совместно с нашими коллегами из полиции 15 преступлений прошлых лет. Из них три убийства, одно тяжкое причинение вреда здоровью со смертельным исходом, практически тоже убийство, и преступление против половой неприкосновенности.

— А вообще, срок давности по тяжким и особо тяжким преступлениям существует?
— Срок давности по тяжким преступлениям составляет 10 лет, по особо тяжким — 15 лет. На ряд преступлений срок давности не распространяется. Например, за террористический акт, захват заложников, геноцид и ряд других.
— Игорь Иванович, Вы в Мантурово приехали в первый раз?
— Нет, я здесь уже был в конце 2017 года, но приём граждан провожу впервые.

— Много людей обращаются за помощью на таких приёмах? С какими вопросами чаще, с какими проблемами?
— Количество принятых на личном приёме граждан остаётся стабильным. В этом году принято 445 граждан, в том числе мною принято 89 человек, из них 42 — на выездных приёмах. Обращаются по любым вопросам, больше половины из них по вопросам, которые нам не подведомственны. Тем не менее мы обязаны принять всех граждан, выслушать, рассмотреть заявление и, если оно нам не подведомственно, направить его по компетенции. Чаще всего это вопросы ЖКХ, неисполнения судебных решений, по нарушению трудовых прав, в том числе и невыплата заработной платы. Так, по невыплате зарплаты в этом году возбуждено 10 уголовных дел, окончено 11 дел, сумма возмещённого ущерба составила около 32 млн рублей, арестовано имущество на сумму свыше 2 млн рублей. Направлено в суд дело в отношении бывшего депутата областной Думы Евгения Нагорова по факту невыплаты зарплаты работникам организации «Костромагорстрой» на сумму свыше 38 млн рублей. В ходе расследования работникам выплачена зарплата на сумму почти 28 млн рублей, или 74%. Также на завершающем этапе у нас находятся уголовные дела по фактам невыплаты зарплаты сотрудникам «Лесопромышленного комплекса» (г. Шарья), сотрудникам ТД «Костромской текстиль». Есть обращения и по другим вопросам — по процессуальным нарушениям, несогласию с решениями следователей или руководителей отдела. Конечно, все обращения мы проверяем на предмет законности решений, в установленные сроки даём ответ гражданам.

— Сегодня желающих попасть к Вам на приём немного…
— Дело в том, что мы, в принципе, открыты — граждане могут запросто обратиться в следственное управление в Костроме как лично, так и по электронной почте, по обычной — всё регистрируем, рассматриваем, даём ответы. И я, и мой заместитель ведём приём как в Костроме, так и выезжаем в районы области. Кроме этого, дважды в год я веду приём граждан в Общественной приёмной Президента РФ. И так же на местах граждан принимают руководители межрайонных следственных отделов и их заместители.

— Если в целом охарактеризовать работу следственного управления СК РФ по Костромской области, что можно назвать самым лучшим показателем? Процент раскрываемости, снижение количества преступлений или что-то ещё?
— В этом году все убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и изнасилования раскрыты. Это не может нас не радовать. Но дело даже не в статистике, не в местах, которые мы занимаем, а дело в обстановке, которая складывается как в целом по региону, так и в районах. Главное — это доверие граждан, а люди, думаю, нам доверяют и даже иногда благодарят. Не часто, конечно, но мы ведь и не ждём благодарности. Мы работаем и стараемся делать свою работу на совесть.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*