Книга трудовой славы Костромской области: Такая выпала судьба

Книга трудовой славы Костромской области: Такая выпала судьба

Наша Победа ковалась на фронте и в тылу. Когда в 1941 году большинство мужчин с фанерного завода ушло в армию, к станкам и клеильным прессам встали их жёны, сёстры, дочери. Именно их руками делалась продукция, так необходимая для производства боевых самолётов — фанера. Они работали от темна до темна, не считаясь с усталостью, забыв об отдыхе. А ещё растили детей, поддерживали стариков, отрывали от себя последнее, лишь бы помочь фронту. На своих хрупких плечах вынесли они страшную тяжесть войны. Многие остались вдовами.

Мужа Нины Васильевны Чистяковой — Ивана Васильевича — призвали в армию в сентябре 1941 года. Провожали его на станцию всей семьёй. Враг наступал, было не до оркестров и торжественных речей. Несколько напутственных слов военкома, и эшелон с новобранцами двинулся на запад. Уезжая, дал Иван Васильевич наказ жене: беречь детей. Три дочки подрастало у Чистяковых, и младшей, Вале, исполнилось только пять месяцев.
Всего два письма пришло от Ивана с фронта. На фанерном он работал трактористом и поэтому попал в танковые войска. Воевал под Москвой. В письмах спрашивал, как здоровье дочек, как дела на заводе. И ещё писал. Чтобы не скучали, что у него всё в порядке. «Вот разобьём фашистов, и вернёмся домой».
Не вернулся солдат. В конце 1941-го получила Нина Васильевна треугольничек с незнакомым почерком: «Ваш муж, Чистяков Иван Васильевич, пропал без вести». И потянулись годы ожидания. Не могла она смириться, что погиб её Иван. Пока оставалась хоть какая-то надежда, верила — вернётся. Бывали же случаи, она о них знала, что и похоронка приходила, а жив оказывался боец.
Всю войну Нина Васильевна проработала на фанерном заводе: на бирже сырья, в лесопильном цехе, потом в клеевом. Работа забирала все силы, а надо было думать ещё о том, как накормить и обогреть детей. Чтобы получить на сверхурочные немого казеина, выходила в ночь разгружать вагоны с сырьём. Потом этот казеин мешали с картошкой и из такого «теста» лепили лепёшки. Вкус получался не ахти какой, но это была еда, а значит — жизнь.
Тяжело приходилось всем, поэтому люди жили дружно. Делились радостями и горестями. Помогали друг другу.
О Победе она узнала в очереди за хлебом. 600 граммов — её рабочая карточка и по 150 граммов — на детей. Люди вокруг обнимались от счастья и плакали. Конец войне, не будет больше похоронок. Мир. Но как же дорого за него заплачено!
…Семнадцать лет, как эта женщина на пенсии, но с работой расстаться не думает. «Люблю работать, — говорит Нина Васильевна. — Не могу усидеть без дела». И правда — неугомонная. Весной, когда приспевает сажать картошку, она непременный участник огородной комиссии у фанерщиков.

Полная версия материала — в газете «Авангард»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*