Книга трудовой славы: Одна из миллионов

Книга трудовой славы: Одна из миллионов

Победа в Великой Отечественной войне ковалась и на фронте, и в тылу. Без самоотверженного труда взрослых и детей, без их помощи фронту не было бы у военных ни оружия, ни обмундирования, ни продовольствия… Наши земляки-мантуровцы внесли свой вклад в Победу. И пусть многих уже нет с нами, память о трудовом подвиге простых людей живёт и в сердцах, и на страницах книги «Труженики тыла г. Мантурово и Мантуровского района». Материалы разных лет, вошедшие в эту книгу, мы начинаем публиковать.

Война… Сколько бед она натворила, сколько горя принесла! Но есть у неё одна заслуга — закалила характеры. Проверила на прочность, объединила, сплотила миллионы людей: как перед Богом — в горе и в радости, в боях и в труде, кто-то потерял, а кто-то нашёл своё счастье, свою судьбу. А в судьбе — в каждой — много всего понамешано, но спроси — и ответят: хорошего было всё же больше. Не у одного-двух, — у миллионов. И одна из этих вот миллионов — Людмила Анатольевна Комарова, маленькая труженица военной поры…
Родилась на хуторе Алексанов Медведицкого сельсовета. Мама работала дояркой в колхозе, отец — в том же колхозе бригадиром. В большой крестьянской семье народилось пятеро ребятишек, Людмила — старшая. Ох, и досталось ей понянчиться! Успела Люда в школу походить всего 5 классов. Когда началась война, ей исполнилось только 11 лет. Отца призвали на фронт, на защиту Родины. Женщины и дети заняли место мужчин на полях, в лесу, на ферме и скотном дворе: стране нужны были мясо и молоко, шерсть и яйца, а ещё шкуры, зерно, лён, дрова, сено… Если перечислять весь продналог, который должны были вносить колхозники, — думаешь, а сами-то они ели что-нибудь? С 12 лет пошла Людмила работать в колхоз. Пололи лён, весной пахали и боронили на быках. А бык — это вам не лошадь, к упряжи не привычен, животное хоть и спокойное на первый взгляд, но своевольное: не захочет — с места не сдвинешь. На быках и навоз возили, и сено. В Мантурово, в «Заготзерно», на быках возили зерно — это уж доверяли подросткам постарше, лет 13-14. Людмилу (не зря родители дали такое имя — «людям милая»!) все любили: и работящая, и задорная, и петь да плясать мастерица. Стога ли метать, косить ли, сено ворошить — везде первая, всё в руках горит, на усталость не жалуется, хоть и «маленькая» ещё, от взрослых баб не отстанет. Зимой работы не меньше: лён мять и трепать, на зернотоке веялкой «помахать». «Рученьки так и болят с той работы теперь», — вздыхает Людмила Анатольевна. Работа начиналась затемно: с 4 до 9 утра, потом до 12 было время на завтрак, за эти часы успевали и свою скотину домашнюю «справить», и огород пополоть, и меньших проведать да накормить. С 12 до 16 — опять в колхозе работали, до 6 вечера — обед (и снова, кроме еды, а когда и вместо неё, домашнее хозяйство успевали вести), после обеда — опять работа, до темноты. Юность, девичья пора брали своё: какая там усталость — на вечёрку в соседнюю деревню! Тут уж и гармошка, и пляска, и песни!
— Я форсистая была, волосы носила всё с чубом, ну и нарядиться стремилась — а как же! Хоть и война… Хоть работать, хоть плясать — первая. Дроби такие выстукивала, и сейчас никому не уступлю. За характер весёлый меня парни очень уважали, многие и сватались.
На такой вот вечёрке и познакомилась Людмила с Василием — это уж было после того, как война закончилась: не торопилась девка замуж, да и время не пришло.
День начала войны Люда — тогда 11-летняя девочка — не помнит, да и не было оповещения, ведь на хуторе не было радиоточки. Для неё война началась зимой, когда отца на фронт забрали. А вот День Победы запомнился… слезами горя, обиды на несправедливость, жестокость судьбы — не вернулся с войны отец… Похоронку семья получила ещё в 1943 году, и всё это время Люда жалела отца — замело его снегом где-то в чужих полях…

(«Авангард» № 46 от 20 апреля 2010 года)

Полную версию материала читайте на страницах газеты «Авангард» в № 141 от 6 декабря 2022 года

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*