Спорт — норма жизни: Мотоцикл возит душу!

Спорт — норма жизни: Мотоцикл  возит душу!

Не перестаю удивляться и радоваться: какие интересные, замечательные люди живут в наших краях. Да буквально по соседству! Каждое знакомство, чаще совершенно неожиданное, приносит такие открытия. Так, благодаря опросу болельщиков на хоккейном матче, я познакомилась с Михаилом Ахромкиным и… погрузилась в мир ревущих мотоциклов, гонок и рискованных трюков.

Сначала ездил
на «скамейке»
— Родом я из г. Скопин Рязанской области — это «Мекка» мотоспорта Центрального округа, — рассказывает Михаил Владимирович. — Так что увлечение моё было предопределено ещё в детстве. Рядом с домом, где я жил, была старая конюшня, а в ней располагался мотоклуб. Ну, я через забор перепрыгивал — и туда. Сначала помогал: мотоциклы помыть, в ремонте что-то, инструменты подать, потом сам ремонтировать стал. В углу рухлядь всякая была — я из неё собрал свой первый мотоцикл. «Скамейка» назывался, производство г. Коврова… Амортизации на нём, конечно, никакой. Ну, и такому рад.
В 16 лет Михаил получил свой первый спортивный разряд. Потом — выше. В 1975 году стал мастером спорта СССР.
— Мотоциклы мы сами перебирали, хитрили, увеличивали мощность, что-то придумывали, модернизировали. Ездили на этиловом спирте, для смазки касторки добавляли. Как проедет такой мотоцикл, запах… аж до мурашек! Мотоцикл — это моё увлечение на всю жизнь, это всё для меня. Мотоцикл возит душу! — признаётся Михаил Владимирович.

Ревут моторы
в Мантурове
А потом было ДТП… Михаила осудили, отбывать «химию» (ограничение свободы в исправительном учреждении открытого типа) он прибыл в Мантурово — на «народную стройку» гиганта промышленности — Мантуровского биохимического завода. Но увлечённый техникой человек, спортсмен, он и здесь не остался незамеченным среди других трудяг.
В 1981 году начальник Мантуровской автошколы Николай Смирнов и его заместитель Владимир Шашков в целях популяризации мотоспорта провели в г. Мантурово зимний мотокросс с участием гонщиков из Костромы, Шарьи, Красного-на-Волге. Соревнования вызвали большой интерес у зрителей. Вот после этого к начальнику автошколы ДОСААФ и подошёл Михаил Ахромкин. И предложил создать в автошколе мотосекцию. Так рязанский парень, волею судьбы оказавшийся в костромской глубинке, не только не расстался с мотоспортом, но и привил любовь к нему другим ребятам. Наладить дело помогло и то, что сам Михаил — не только отличный знаток мототехники, но и умелец на все руки: сварщик, токарь, наладчик полуавтоматов, газовщик.
— По решению горисполкома меня в автошколу направили, инструктором. И началось! Мотоциклы были, мы ещё закупили, плюс запчасти, форму. Ездили на «Чезетах» — это мотоциклы спортивные чешского производства. Первый свой мотокросс провели на большой поляне недалеко от р. Ворос, потом уже оборудовали трассу в бору, — вспоминает Михаил Владимирович. — Ездили на соревнования в область, даже на Россию. К примеру, в команде должны быть мотоциклы (и кто на них ездит, разумеется), и в зачёт идёт 125 «кубиков» (имеется в виду объём двигателя, — авт.) — это юноши, 125 — мужчины и 250 — мужчины, они же на 500 «кубиков» и мотоцикл с коляской. Каждый заезд приносит очки, они суммируются. По количеству присваивается команде место. На соревнования, конечно, ездили со своими мотоциклами — ставили их в кузов ЗИЛ-130, перекладывали шинами для устойчивости. Мотоцикл с коляской — в прицепе.
Спортивную честь Мантурова защищали Николай Смирнов, Андрей Кудрявцев, Алексей Серов, Александр Лукоянов, Владимир Ершов, Дмитрий Лукин. Михаил Ахромкин выступал за рулём мотоцикла с коляской в паре с Алексеем Серовым. Команда мантуровских мотоциклистов занимала призовые места.
Начало конца
Все выходные, всё свободное время посвящалось мотоциклам, тренировкам. Помогало централизованное снабжение — база была в Ногинске.
— Мы с шарьинцами, бывало, договаривались, обменивались, кому что нужнее. И как забирать, кто на базу едет. Нам нужны цепи, звёздочки, поршневая группа — это ж дефицит! А нам надают ободы от колёс, рамы… куда их? Везде помогали, выручали люди знающие, земляки, — делится Михаил Владимирович. — Таким вот образом, по знакомству, можно сказать, удалось достать «уникалки» — новенькие мотоциклы, отличные! С хорошей амортизацией, с увеличенным ходом. Ребята рады были! И… тут конфликт вышел с директором, он заявил, что лучше вместо этих мотоциклов новый автомобиль взять. Я вспылил и… рассчитался. Все дела сдал, оборудование сдал, ушёл. Секцию закрыли. Потом только Анатолий Скородумов мотокроссом занимался, в соревнованиях участвовал.
Михаил Ахромкин устроился в пожарную часть. Потом ещё работал на биохиме в охране. Так в Мантурове и остался и семью здесь обрёл. На заслуженный отдых ушёл из СЭС, где 23 года проработал энергетиком.

Жизнь за рулём
Но с мотоциклами не расстался! Мотокросс — опасный вид спорта, но и зрелищный. У каждого спортсмена случались и аварии, и травмы.
— Как-то раз перед соревнованиями проходили диспансеризацию в Костроме. А нас и спрашивают: откуда такие «гладиаторы» — все в шрамах… Я в Рязани ещё попал раз в «завал» — это когда на старте заезда один мотогонщик падает, а на него те, кто сзади… Стартовый коридор — он сужается, как бутылочное горло, из него выход — и сразу поворот. И чем лучше ты стартанул, тем больше у тебя преимуществ, лучше позиция. И вот на том старте я был четвёртый, впереди парень не справился, я на него, на меня сзади ещё десять — и получилась куча мала. Разволокли мотоциклы, сразу «скорые» приехали. У меня оказалось сломано ребро — воткнулось в лёгкое… Восстановился и снова сел на мотоцикл. Да разве смогу я это бросить?
И сейчас в гараже у Ахромкина стоит красавица «Хонда», новый шлем зять не так давно подарил. Любит погонять Михаил Владимирович по трассе — но и только. По дорогам общего пользования — лишь с абсолютным соблюдением ПДД и разрешённой скоростью. Да и на трассе специальной главное не скорость мотоцикла («Хонда» развивает до 120 км/ч), тут другое важно: техника прохождения поворотов, горки, трамплины, виражи. Мотоцикл весит 130 кг — тяжёлый, таким придавит — не дай Бог.
А вообще, наверное, с этим нужно родиться — с любовью к риску, к скорости, к укрощению техники, к рёву мотора. И с хорошим вестибулярным аппаратом. Тем более, современная техника такая мощная — это вам не «скамейка»! Ведь управлять мотоциклом нужно не только на земле, но и в воздухе, во время выполнения прыжков и полётов. Времени на это — секунды. Потому и знать нужно мотоцикл досконально, и чувствовать его, как своё тело. Но как же красиво, когда проделывают трюки настоящие мастера! И такие мастера есть и у нас.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*