Память сильнее времени: Там, где была судоверфь

Память сильнее времени: Там, где была судоверфь

Деревня Никитино прославилась судовладельцем, достойными жителями и… просто людьми, бывающими в этих удивительных краях… Её история интересна, как и судьба многих деревень Мантуровского района. В сохранившихся справках о Никитине говорится: «…была в этих краях усадьба, в которой располагалось Халбужское волостное правление. В усадьбе 5 дворов, винокуренный завод, паровая мельница и почтовая станция на Старо-Вятском тракте. Усадьба, завод и мельница принадлежали кологривскому помещику Крепишу».

КОГДА-ТО БЫЛА И ЧАСОВНЯ

Воспоминания сохранили не только глобальные перемены, связанные с Ф.Е. Крепишем, но и другие факты, красноречиво доказывающие, что жизнь в этих краях кипела. Так, в 1897 году по ходатайству заведующего Халбужского народного училища была сооружена часовня в честь Александра Невского. К сожалению, место, где она была, сегодня заросло травой да ивняком, нет уже и следа от часовни, дорогу к тому месту скоро совсем позабудут. Из других событий деревенской жизни значимым было то, что именно в Никитине приблизительно в 1868 году была открыта земская школа.
Располагалось Никитино на довольно бойком месте. Невдалеке от него раскинулось село Халбуж. Вблизи этого села на Старо-Вятском тракте находилась почтовая станция — Малые Угоры. Её иногда именовали Малоугорской. В начале ХХ века угорский участок дороги отличался интенсивностью движения. Причиной тому было слияние у д. Никитино Халбужской волости двух трактов — Ветлужского (Варнавинского) и Старовятского.

СЕГОДНЯШНИЕ РЫБАКИ
ПРОДОЛЖАЮТ ТРАДИЦИИ
НИКИТИНЦЕВ

Теперь уже мало кому известно, что Никитино, как и многие другие деревни, расположенные на берегу Унжи, сотни лет кормило рыбой мантуровских крестьян. Изобилие рыбы отмечалось ещё в источниках XVII-XVIII веков. Именно тогда унженские крестьяне продавали её в больших количествах на рынках северных городов. Ещё в середине прошлого века в качестве промысловой рыбы упоминалась даже стерлядь.
И ведь что интересно, традиция рыбачить здесь сохраняется по сей день. Заядлых рыбаков эти места по-прежнему тянут магнитом. Среди мантуровцев немало тех, кто даже временами живут здесь, обосновавшись в домах, которым… по полтора века.
Моя собеседница, согласившаяся сопровождать меня по деревне, куда я приехала по заданию редакции, эмоционально рассказывает обо всём: об истории, настоящем и прошлом этого удивительного места. Показывая на один из домов, рассказывает:
— Наверное, это самое древнее строение в деревне. Смотрите, под крышей на одной из досок строитель либо хозяин дома выбил надпись «1870 год»! А ещё нанёс по дереву орнамент. Теперь нигде такого не увидишь. Этот раритет, дошедший до наших дней, уникален.
Дом этот необычен и другими элементами. Вы когда-нибудь встречали между подоконником и бревном бересту? Задумывались, какую функцию она выполняла в этом месте? Лично мне только теперь впервые случилось встретить бересту не где-нибудь, а под окнами деревянного дома. Берёза служила неким изоляционным материалом, поскольку в холодное время под окнами скапливалась вода. Чтобы сохранить оконный проём и раму от сырости, наши предки использовали вот такой природный материал.
Моя собеседница обратила внимание и на то, что дом построен не на фундаменте, а на больших камнях, которые раньше устанавливали по углам здания. Местные рыбаки-охотники, которые здесь сегодня обосновались, подремонтировали строение, навели внутри порядок и надеются, что оно ещё долго послужит надёжным и комфортным пристанищем. А для любителей истории — это живое напоминание о прошлом, о людях, вероятно, рукастых, построивших на века жильё себе и своим потомкам.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ
ЗДЕСЬ БЫЛИ

Своё повествование об этой деревне мы начали с самого древнего дома, сохранившегося до наших дней. Но и другие жилища на деревенской улице хранят немало интересного, но уже более поздних времён. Например, на въезде самый крайний дом направо, где некогда отдыхали Александр Гордон и его жена Марина Тарковская. Марина Арсеньевна Тарковская, лингвист, дочь поэта Арсения Тарковского, сестра кинорежиссёра Андрея Тарковского. Марина Тарковская и Александр Гордон (режиссёр и однокурсник Андрея) много написали об Андрее Тарковском. Под их авторством вышли интересные книги-воспоминания, сохранившие память о жизни предков Тарковских.
Книга Александра Гордона «Венгерская летающая рюмка» содержит воспоминания известного кинорежиссёра о разных периодах жизни этой семьи. Отдельная глава посвящена деревне Никитино и её жителям, о женщинах-трудягах, о москвичах-дачниках, о соседях, что жили напротив дома, где поселилась именитая пара. Много воспоминаний о супругах Сиротиных, семье Ивановых — Алексее Ивановиче и его жене, упоминаются фамилии Куликовых, Тепляковых, Евлановых, Гладышевых, Морозовых, а также Николай Егоров.
А ещё автор пишет о Тамаре Михайловне Красновой. О ней в книге говорится: «Тамара — только одна из всей деревни теперь живая».
Нет, не прав Александр Гордон. Из числа старожилов здесь сегодня ещё здравствует и Николай Николаевич Куликов, у которого мы тоже побывали. Всех вместе я и сфотографировала: местных жителей с их дачницей-гостьей, ставшей здесь своей.
Судьба Тамары Михайловны самая обычная: работала на производстве, получила в городе квартиру, но от родной деревни оторваться не может. Несмотря на свой уважаемый возраст, сама обеспечивает себя необходимыми продуктами, автолавка сюда не ходит. Рассказывают, что зимой по сугробам пробирается она на трассу, что неблизко, едет на автобусе за товаром, а потом возвращается настолько нагруженная, что сумки по снегу волоком тащит… Но это ещё не самая большая трудность. В деревне нет колодца с чистой водой. Имеющийся загрязнился, вода на питьё непригодная. А тот, которым пользовались испокон веку, с удивительной родниковой водой, никто не ремонтирует. Приехали тут как-то строители, посмотрели, что вокруг не окошено, да и не приезжают больше. Сейчас деревенские уже всё окосили. Только как теперь дождаться подмоги? Очень просила Тамара Михайловна написать об этом, может быть, местные руководители найдут возможность помочь…

МЕСТО СИЛЫ,
ЕДИНЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Невозможно не восторгаться этими местами. Они восхитительны. Природа щедра на лесные дары, грибы, ягоды. Рыботерапией здесь излечиваются многие, как и пчеловодством. Наверное, аура в Никитине сформирована какая-то особенная, поскольку среди жителей этих мест было немало выдающихся личностей. С тех пор о Никитине можно сказать, что это место силы, место единения с природой. Поэтому и приезжали сюда и сейчас живут столичные генералы с жёнами-красавицами, иностранцы и учёный столичный люд. А местные рыбаки-охотники и до сих пор не находят лучше мест. Насколько возможно помогают благоустроить деревню и местные руководители. Например, с благодарностью отзываются о Ю.С. Козыреве, который в своё время помог в строительстве дороги. Если бы не эта дорога, то деревня погибла бы. Общаются с супругами Сперанскими, имеющими в этих местах тоже дом предков, который они решили привести в порядок.
Наверное, многие горожане, выходцы из Никитина, живут с тоской о деревне, о родимой сторонке, где тишь, блаженство и покой. Где всё радует: и лес, и речка, и луга. Где поют соловьи по утрам, а зимой наметает снега выше крыши. Вот такая она, деревня Никитино, — милая сердцу мантуровцев и её гостей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*