Память сильнее времени: Костромское гнездо ГУЛАГа

Память сильнее времени: Костромское гнездо ГУЛАГа

Завтра исполняется 82 года с официальной даты создания Унженского исправительно-трудового лагеря — Унжлага. Не ошибусь, если предположу, что мало кто из читателей доподлинно знает его историю. Хотя и творилась она в непосредственной близости к нашему Мантуровскому краю, но творилась «под грифом секретно». Сегодня о том масштабном преступлении говорит лишь поклонный крест, изготовленный из рельсов узкоколейки, по которым полвека назад возили заключённых. Обрамляет памятник колючая проволока, символизирующая терновый венок. Установлен он на территории бывшего смолозавода 30 августа 2009 г. в 15 км от Макарьева.

«Время летит очень быстро и порой очень быстро стирает с лица земли отпечатки событий. Событий очень страшных, повторения которых нельзя допустить. И чтобы не допустить, надо, по крайней мере, знать и помнить о них». С таких слов начинает своё повествование об Унжлаге Макарьевского района Костромской области Зинаида Дмитриевна Пургина, автор книг «Вместо имён — молчаливые камни» и «Тайны молчаливых камней». Зинаида Дмитриевна — бывший учитель географии Тимошенской средней школы Макарьевского района. Она с учениками с 1995 года начала сбор материала для школьного музея о лагерях вокруг Тимошина, нарисовала карту Унжлага. Выйдя на пенсию, продолжила поиски документальных свидетельств. Проделала огромную и нужную работу! Недавно в нашем издательском доме «Авангард» была отпечатана очередная партия этих книг. Взяв которые в руки и погрузившись в чтение, невозможно остаться равнодушным.
Датой создания Унжлага принято считать 5 февраля 1938 года. Сталинская система дала зелёный свет одному из самых больших лагерей в системе ГУЛАГа. Самому крупному ИТЛ НКВД в Европейской части страны. По площади Унжлаг был сопоставим с территорией таких стран, как Дания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария. 3,5 тысячи квадратных километров включали северо-запад Нижегородской области и огромный кусок Костромской — по левобережью Унжи. Чтобы добраться от столицы лагеря Сухобезводное Горьковской области до крайнего северного лаготделения в Костромской области с его головным лагпунктом Поеж, надо было ехать по лагерной железной дороге всю ночь. Найти эту дорогу нельзя было ни на одной карте — как и весь Унжлаг.
Гигантской строительной площадке под названием СССР в 30-е годы требовалось огромное количество древесины и пиломатериалов. Гражданская лесная отрасль не справлялась с таким спросом. Выход был найден. Для нужд народного хозяйства и оборонной промышленности создали лесные лагеря. И.В. Ежов подписал постановление от 12.08.1937 г. об их создании. Лесных лагерей было семь. Это Усольский, Онежский, Каргопольский, Северо-Уральский, Ивдельский, Вятский и Унженский. А вообще, исправительно-трудовые лагеря и колонии создавались по всей нашей необъятной стране. Каждая область имела свои ИТЛ и ИТК.
Вот как пишет А.И. Солженицын: «Лагеря не просто «тёмная сторона» нашей послереволюционной жизни… Экономическая потребность проявлялась, как всегда, открыто и жадно: государству, задумавшему окрепнуть в короткий срок и не потребляя ничего извне, нужна была рабочая сила: предельно дешёвая, а лучше бесплатная, неприхотливая, готовая к перегону с места на место в любой день, свободная от семьи, не требующая ни устроенного жилья, ни школ, ни больниц, а на какое-то время — ни кухни, ни бани».

Полную версию материала читайте на страницах «Авангарда»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*