Аварийное жилье: переселение продолжается
Аварийное жильё — вопрос для нашего города актуальный. В предыдущие годы многие мантуровцы по программе переселения получили новое жильё, и сейчас этот процесс продолжается. Город участвует в новой муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2019-2025 годы». «Авангард» побеседовал о том, как идёт работа, с председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Натальей ДАНИЛОВОЙ.
— Расскажите, пожалуйста, о разнице между прошлой программой переселения и нынешней — что изменилось?
— Изменился порядок предоставления собственникам жилья. По условиям первой программы собственник получал на выбор либо компенсацию, либо равнозначное жильё, без каких-либо доплат за новое. Теперь условия другие: если собственник выбирает получение жилого помещения нового или вторичного рынка, то он обязан оплатить разницу между оценкой аварийного жилья и стоимостью предоставляемой квартиры.
Г.о. г. Мантурово принимает участие в реализации первого этапа программы (2019-2020 годы) с использованием «быстрых» способов расселения, а именно:
— заключение соглашений с собственниками на предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьёй 32 ЖК РФ;
— приобретение жилых помещений на вторичном рынке для переселения граждан по договорам социального найма.
— Изменился ли подход к оценке аварийного помещения?
— Нет. Мы посредством коммерческих предложений находим компанию, которая занимается оценкой имущества, заключаем договор, оценщики выезжают на объект для осмотра, затем формируют отчёт и предоставляют его в муниципалитет. После этого мы уведомляем собственников о сумме, в которую было оценено их аварийное жильё. Если собственники не согласны с оценкой, они могут провести другую (за свой счёт, с привлечением оценщиков). Какая оценка будет принята в расчёт, определит суд. Но пока у нас таких прецедентов не было.
— Строить новые дома по программе не будем?
— Строиться по области будут только три территории: Кострома, Буй и Шарья. Остальные муниципалитеты, как и мы, участвуют только в двух этапах: возмещение собственникам будет предоставляться в виде денежной компенсации или посредством жилья, приобретённого на вторичном рынке.
— По предыдущей программе строительство в городе было, и были проблемные дома, выстроенные с нарушениями. Какова сейчас ситуация с ними — например, с печально известным домом на ул. Больничной, д. 1 «В»?
— По ул. Больничной, д. 1 «В» нарушения действительно были, были суды, были требования к застройщику, которые он должен был исполнить. Но застройщик ликвидировать недоделки не спешит, поэтому мы заключили договор с МБУ «Благоустройство» и все дефекты устранили своими силами. Потом эти затраты будем истребовать с застройщика, возмещать по суду. Сейчас осталось только привести в порядок фасад, эти работы намечены на 2020 год. Чтобы не повторять ошибок, допущенных застройщиком, покрытие фасада было решено отремонтировать в хорошую, солнечную погоду.
— Какие именно дома сейчас расселяются?
— В программе переселения, в соответствии со ст. 16. Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», участвуют многоквартирные дома. У нас в городе аварийными признаны как многоквартирные дома, так и дома блокированной застройки (дома, имеющие отдельные входы в каждую квартиру). Последние в программе по переселению не участвуют, законодательство этого не предусматривает. Подлежат переселению 11 многоквартирных домов, но надеемся, что и 8 домов блокированной застройки впоследствии тоже расселим.
— Какие районы, улицы расселяем в 2019-20 году?
— Дома находятся в разных частях города. Например, это улицы: Верхняя Набережная, д. 18 и 22; Кирова, д. 1; Комсомольская, д. 5, 7 и 13; Юрьевецкая, д. 43; Луговая, д. 1; Советская, д. 72 «А»; Молодёжная, д. 20.
— Давайте теперь про человеческий фактор. Если человек живёт в аварийном доме, но переезжать не хочет — как поступает город?
— По всем домам, которые участвуют в программе переселения, собраны заявления от жильцов. Все жильцы озвучили своё согласие на участие в программе.
Что касается ситуаций, когда люди отказываются переезжать. Тут есть два варианта: из муниципальных квартир мы переселяем людей по суду. Если же эти граждане — собственники жилья, тут нужно разбираться отдельно. Но в основном все соглашаются на получение денежной компенсации, и дальше уже решают свою жилищную проблему самостоятельно.
— Сейчас, в текущий момент кто-то может стать участником программы, обратившись с заявлением о том, что его жильё находится в аварийном состоянии?
— Сейчас расселяются дома, признанные аварийными в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г. Дома, признанные аварийными после этой даты, в программе не участвуют.
— Суммы компенсаций, на ваш взгляд, адекватные? Есть возможность, получив такую выкупную цену, приобрести в Мантурове достойное жильё самостоятельно?
— Да, конечно. Суммы более чем адекватные: 21-26 тысяч за квадратный метр аварийного жилья.
— Если речь о компенсации в виде квартиры, приобретённой городом взамен аварийной — есть ли выбор у человека? Или взамен изымаемого жилья предоставляется только один вариант квартиры?
— Жильё приобретается посредством электронных аукционов, и мы не можем предугадать, где именно в городе будет куплена квартира, мы знаем точно только то, что она должна соответствовать площади аварийного жилья и быть благоустроенной. Если говорить о работе с собственниками жилья, которые хотели бы получить квартиру, а не деньги, то тут нужно понимать: разницу между выкупной стоимостью аварийного жилья и ценой приобретаемой квартиры эти люди должны будут выплатить самостоятельно. На этом этапе программы все собственники пошли таким путём — получают деньги и распоряжаются ими самостоятельно, приобретают жильё, которое им подходит. Если у них есть накопления, собственные средства — добавляют их, сумма увеличивается, тогда и выбор становится шире.
— Раньше по программе можно было только в пределах Мантурова получить жильё. А теперь?
— И сейчас жильё предоставляется в пределах города Мантурово, т.к. дома, признанные аварийными, расположены на территории города.
— Есть категория людей, у которых особые потребности. Можно ли учесть их все? В старых расселяемых домах часто живут люди преклонного возраста. Ну, скажем, переселяется старенькая бабушка из аварийного дома, получает квартиру на верхнем этаже, куда ей будет трудно подниматься. Как решаются такие вопросы?
— Мы не можем ввести какие-то ограничения, когда речь идёт о предоставлении вторичного жилья взамен изымаемого муниципального — приобретение происходит посредством электронных процедур, единственным требованием, которое должно быть соблюдено, является аналогичная площадь. А уж какой там будет этаж, какой подъезд, какой дом — заранее предугадать нельзя. В ситуации, которую вы описали, выход только один: приватизировать жильё, стать собственником и получить таким образом право на получение выплаты. Распорядиться деньгами можно по своему усмотрению, купить жильё в том доме, на той улице, на том этаже, который подходит жильцу. Другой вариант — получить квартиру по программе, а затем обменять или продать её.
В первой, предыдущей программе переселения, когда у нас дома строились, у нас был один человек — инвалид-колясочник. Мы его уговаривали получить квартиру на первом этаже, а он писал заявления и просился на третий. То есть даже с наличием ограничений по здоровью не всё так однозначно. В новой программе людей с ограничениями по здоровью нет, но, конечно, если будут, будем искать какое-то решение.
— В какой момент можно приватизировать аварийное жильё? Когда человек становится участником программы, он ещё может это сделать?
— Нет, на момент вступления в программу у него должен быть определённый статус: или нанимателя, или собственника. Приватизировать жильё, уже являясь участником программы переселения, нельзя.
— Смежный вопрос — какая у нас сейчас ситуация с самими ветхими зданиями, из которых по программе переселения в прежние годы и в 2019 выехали люди? Насколько мне известно,многие из них (например, на Полевых, в ТРЗ) до сих пор не снесены.
— Все эти дома будут однозначно снесены, вопрос курирует отдел по ГО, ЧС и МР, по муниципальному заданию эти здания будет сносить МБУ «Благоустройство». Работы проводятся, здания сносятся, земельные участки благоустраиваются, впоследствии эти земельные участки будут размежёваны, и мы их выставим на торги. Дальнейшая судьба этих площадок — ИЖС, люди будут покупать их и строить дома.
— Вообще от чего отталкивается муниципалитет, когда признаёт дом аварийным? От года постройки? У нас есть в городе жилые здания, например, 24, 26 года постройки…
— Порядок вхождения в программу имеет заявительный характер. То есть если граждане считают, что их дом соответствует нормативам, мы не можем их заставить войти в программу волевым методом. Дом 1924 года постройки вполне может быть в нормальном состоянии, пригодным для проживания — тут очень многое зависит от того, в каком виде его поддерживают собственники. Это же касается и муниципальных квартир. Если наниматель на своё жилое помещение не жалуется, у него нет к нему претензий, мы никак не можем объявить дом аварийным. А вот если жалобы есть, есть заявления, в которых жильцы просят провести проверку дома, тогда мы такую проверку инициируем, проводим экспертизу, и, если здание нормативам не соответствует, оно официально становится аварийным.
— Ветхое и аварийное жильё — это равнозначные понятия?
— Мы оперируем термином «аварийное». Разница есть. Дома, построенные в начале прошлого века, смело можно назвать ветхими просто в силу возраста. Но далеко не всегда они при этом будут аварийными. А есть, скажем, здания 90-х годов постройки, которые уже находятся в ненормативном состоянии. Кстати, дома, участвующие в текущем этапе переселения, в основном деревянные, кирпичных нет.
— Есть ли потребность участия нашего муниципалитета в следующем этапе программы? Или мы за текущий этап расселим всех?
— Потребность в третьем этапе программы есть, безусловно. Но будет ли он, неизвестно. Если правительство решит, что он необходим, то, конечно, будет, и мы обязательно будем участвовать.
Оставить комментарий