Крепкая семья — основа государства. «И дольше века… длится жизнь»

Крепкая семья — основа государства. «И дольше века…  длится жизнь»

В одном из проектов нашей газеты, который мы начали в этом году, запланирован материал о семье, где на примере старших поколений воспитывают потомков, бережно собирают и хранят историю семьи, с уважением и почитанием относятся к каждому, кого объединяет родословная.Так случилось, что, когда завершилась встреча с моими новыми знакомыми в деревне Ледина, внучка одной из собеседниц Танечка, девочка с пытливыми карими глазами, приостановила и сказала: «А приезжайте к нам ещё раз. Бабушка много чего рассказать может про деревню и про наших родственников».
Именно поэтому, Танюша, я предварительно и отыскала в дебрях Интернета твою бабушку Валентину Алексеевну Королёву, чтобы услышать её воспоминания. Старинные снимки, которые она выставила на своей странице в соцсетях, поразили. Многочисленные лайки и интересные комментарии подогрели интерес. Так я и познакомилась с этой женщиной. Она преподаватель-филолог по образованию, натура многогранная, да такая, что всех достоинств не перечесть.
В леонтьевских краях народ вообще особенный, не просто деревенские жители, а как бы благородных кровей, с чувством собственного достоинства. По-видимому, уклад, строй, взаимоотношения формировали характеры людей. Посеянное разумное, доброе, вечное, как на хорошем дереве, перешло от корней к ветвям, обросло пышной красивой кроной потомков и стало мощными родовыми деревьями.
История каждой семьи достойна публикации. Но сегодня поговорим о Валентине Алексеевне Королёвой, о её семейной истории. Замечательную рассказчицу слушаешь с удовольствием. Сколько в жизнеописании её прадедов, дедов и родителей удивительного. Прошлое таит много интересных историй!..
— Все они здешние, местные, — начала свои воспоминания Валентина Алексеевна. — Дедушка из Ледины, бабушка из Леонтьева. Дедушка Антон Дмитриевич Румянцев, рождения приблизительно 1880 года, о чём точных данных уже нет. По тем временам он был человеком образованным. Ходил из деревни Ледина в школу в деревню Никитино. В погоду иль в непогоду шагал по сельским дорогам крестьянский паренёк каждый день с холщовой сумкой. Затем, как человек грамотный из семьи, был призван в царскую армию. Там он выучился на фельдшера, затем продолжал службу военным фельдшером. Во время Первой мировой войны служил в полевом госпитале.
Что касается бабушки, то даже односельчане помнят, что у неё было какое-то по-особому благородное лицо. Она, в отличие от деда, была неграмотной, а он, именно он, терпеливо, как должно учителю, учил её читать и научил писать свою фамилию. Может быть, по наследству и у Валентины Алексеевны призвание к преподавательской деятельности?
Сохранились интересные воспоминания, связанные с молодостью дедушки и бабушки. Валентина Алексеевна рассказывает:
— Ситуация была очень интересная. Бабушка Катя родом из Леонтьева. В молодости она болела тифом, а потому была лысой, долго ходила в платочке. А дедушка приехал из армии с Украины и на ней, на такой лысой, женился. Родственники даже подшучивали над ним…
Прожив на Украине 17 лет, дедушка решил ехать жить домой, в Ледину, и в 1917 году начал строить дом. Предусмотрительный хозяин предполагал сделать внизу аптеку, а вверху жилое помещение, рассчитывая, что он с семьёй будет жить наверху. Но… случилась революция, и аптеки уже не получилось. В 1921 году дом был достроен. С Украины путь был долгий. Сначала добирались до Ярославля железной дорогой. От Ярославля до Никитина плыли пароходом, а от Никитина до Леонтьева — на лошадях. Весь скарб везли в повозках. В Никитине семью встречал тесть, и некоторое время супруги жили у родных в Леонтьеве.
Почему же, прожив там 17 лет, супруги с Украины вернулись? Могли бы там обосноваться, как многие тогда делали.
Валентина Алексеевна рассказывает:
— Дедушка так сказал: «Поедем домой. Здесь уж очень место неспокойное». За эти годы, что они там прожили, три войны мимо них пролетело. Когда я читала «Белую гвардию» Булгакова, была поражена, как схожи герои книги, участники тех событий, с дедушкой и бабушкой: и речь та же самая, и манера говорить, и выражения те же. Думаю, как же так получилось у писателя, что он мою бабушку скопировал? Но в этом-то и талант писателя!
В наших деревнях для простоты восприятия было принято давать прозвища, перекликающиеся с именем отца либо матери. А вот у дедушки прозвища, такого, как у всех, не было. Его вся деревня звала Папой. Почему Папой? Дело в том, что отец с матерью обычно обращались друг к другу: «Катерина да Антон». И маленькая дочь начала так же. Вот, чтобы она звала их папой и мамой, а не по имени, они и стали обращаться друг к другу: «Папа и Мама». В деревне потом так и стали звать дедушку Папой. Правда, было у него ещё прозвище, не очень ласковое, насмешливое — Шош. Может, не каждый поймёт почему… А всё просто, что непонятного? Жил человек на Украине, а там ведь как произносят? Не «что ж», а «шо ш?» — «Ну шо ш поделаешь?» Вот он там научился, так и говорил…
Бабушка Катерина родилась в 1883 году в крестьянской семье. В молодости ходила пешком из Леонтьева в Иерусалим. Раньше везде ходили пешком, например, в Унжу молиться, это село ещё называли Старый Город. Как ходили? Выйдут, бывало, босиком богомолки, лапти через плечо, подходят к городу Унжа. Лапти надевают и пошли в церковь. Вот ведь как — ноги не жалели, а лапти берегли.
По приезду с Украины дедушка служил фельдшером в Карьковском медпункте.
В колхоз они не вступали. Раз он служил фельдшером, его не принуждали в колхоз. У них была лошадь, корова, гуси, куры….

Полную версию статьи читайте в газете «Авангард» №76 от 2 июля 2019г.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*