Опрос дня: Шесть вопросов молодому поколению

Опрос дня: Шесть вопросов  молодому поколению

вопрос 1
«Назовите дату начала Великой Отечественной войны» 99 учеников ответили правильно: 22 июня 1941 г. Один ученик ответил: «Давным-давно».


вопрос 2
«Как тогда называлась наша страна и кто стоял во главе её?» 99 школьников из 100 ответили: СССР, И.В. Сталин.
вопрос 3
«Какое государство являлось инициатором войны и кто стоял во главе его?»
99% правильных ответов: Германия, А. Гитлер.
Один ученик выделяется шутливыми фразами. Что это? Пренебрежение к истории своей страны или излишнее чувство юмора? Есть повод задуматься о надлежащем патриотическом воспитании подростков или можно порадоваться тому, что дети не видели войну своими глазами и могут себе позволить шутить на эту тему? Хотя старшеклассники уже достаточно взрослые, чтобы понимать предмет разговора.
Позволю себе отвлечься. Вроде бы, не по теме анкет, но всё же… Недавно за большим столом сын моей знакомой (учится в 3 классе) по общей просьбе исполнил разученную в школе песню «Шёл ленинградский паренёк». И на словах «была та ночка нелегка — в бою убили паренька» он вдруг хлопнул в ладоши и со смехом сказал: «Вот так, как комара прихлопнули». Все присутствующие от неожиданности оторопели и не сразу нашлись, что сказать. Да, здесь можно сослаться на весьма юный возраст, но всё-таки уважение к героизму наших предков и скорбь перед потерями на войне — это базовые понятия. Можно поверить, что дети не всегда понимают, о чём поют, но объяснить им характер песни, на словах проговорить, о чём она и к какому периоду истории нашей Родины относится, — это делать просто необходимо!
вопрос 4
«Как ты узнал о Великой Отечественной войне?»
Видно, что большая часть школьников узнаёт о ВОВ ещё в детстве от своих родителей, родных. Подростки написали, что в своих семьях они каждый год празднуют День Победы.
14% ответили: «Из рассказов бабушки, дедушки (прадедушки), они сами воевали». Пока ещё мы имеем возможность узнавать о событиях войны непосредственно от её участников… (диаграмма 1)
вопрос 5
«Какие книги о ВОВ ты прочитал?»
Лидером среди ответов стала повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Совсем ненамного от неё отстает рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Также многие школьники отметили следующие произведения: «Сын полка» (В. Катаев), «Сашка» (В. Кондратьев), «Молодая гвардия» (А. Фадеев), «Сотников» (В. Быков), «Повесть о настоящем человеке» (Б. Полевой), «Русский лес» (Л. Леонов), «В списках не значился» (Б. Васильев), «Убиты под Москвой» (К. Воробьев), «Василий Теркин» (А. Твардовский), «Завтра была война» (Б. Васильев).
Некоторые ученики на данный вопрос отвечали: «не помню названий», «учебник по истории» или «никаких». А кто-то писал целые списки с редко встречающимися произведениями с указанием авторов. Например, «Пастух и пастушка» (история любви во время войны В. Астафьева), «Живые и мертвые» (К. Симонов), «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Звезда» (Э. Казакевич) (диаграмма 2).
вопрос 6
«Что ты чувствуешь, думаешь, когда говорят о ВОВ?»
Чаще всего в ответах встречалось слово гордость. Формулировки были разные: «за страну, в которой живу», «за своё Отечество», «за наш народ-победитель», «за дедов, которые сражались», «за тех, кто работал в тылу», «за своих», но всё это — гордость! Также ребята отмечали двойственность чувств и эмоций. С одной стороны, это благоговение перед таким мощным подвигом нашего народа: «Поражаюсь храбрости и выдержке наших солдат». А с другой — это скорбь, печаль, сострадание к тем, кто погиб, чувство ужаса от того, что фашисты так относились к невинным людям, боль утрат, которые понесла наша страна… Следует отметить, что слова благодарности, почтения («отдавали за нас свои жизни», «сохраним в памяти») встречаются гораздо реже, чем фразы, свидетельствующие о гордости за страну. Патриотизм и чувство единения — это, конечно, хорошо, но нужно помнить о цене за эту победу и быть благодарными и на словах, и на деле. Всего лишь пара человек ничего не ответили на этот вопрос, все остальные делились своими эмоциями:
«Гордость за свою страну, дедов и прадедов, совершивших героический подвиг. Благоговение перед народной силой духа советских воинов и тружеников тыла».
«Горечь и печаль за унесённые жизни и сломанные судьбы».
«Великий день в истории нашей страны — День Победы!»